Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Операция «Компенсация»

29 Января 2016
- Жамбылская область
8684 просмотров

Палата предпринимателей Жамбылской области взялась за решение проблемы выплаты компенсации автобусным паркам

Льготные тарифы на проезд в общественном транспорте для определенных категорий наших граждан имеют важное социальное значение. Однако есть и обратная сторона медали, когда большие проблемы испытывают сами перевозчики. Палата предпринимателей Жамбылской области взялась за решение эпроблемы выплаты компенсации автобусным паркам, которые продолжают нести убытки.

Никто не спорит с тем, что некоторые категории наших граждан имеют право на льготы при поездках в общественном транспорте. Но в современных экономических реалиях, когда как на дрожжах стремительно дорожают запасные части, шины, да и сами автобусы, в патовой ситуации оказались предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок. Для выполнения требования по регулярному обновлению автобусного парка практически всем перевозчикам пришлось кредитоваться в банках второго уровня, причем в далеко немаленьких объемах. Не стоит забывать и о проблеме нехватки высококвалифицированных водителей и контролёров. Одним словом, куда ни ткни, везде проблемы.   

За последние годы уровень социальной ответственности казахстанского бизнеса заметно вырос, однако такая деятельность должна иметь добровольный характер, без политики выкручивания рук. Однако зачастую «сотрудничество» местных исполнительных органов с бизнес-сектором носит приказной характер, когда Таразский городской акимат предпочитает игнорировать доводы другой стороны и не торопится садиться за стол переговоров.    

- В июне прошлого года к нам поступило обращение перевозчиков города Тараза об отсутствии субсидирования при перевозке льготных категорий граждан, - говорит директор Палаты предпринимателей Жамбылской области Карлыгаш Аралбекова. -  Вместе с тем в соответствии с требованиями статьи 13 Закона Республики Казахстан «О транспорте в Республике Казахстан» при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, местными представительными и исполнительными органами определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками. Здесь существуют два пути: через повышение тарифов либо посредством выделения субсидий из областного бюджета. Однако ни по одному из направлений подвижек как не было, так и нет.

Неоднократно обсудив данную проблему на заседаниях Совета по защите прав предпринимателей, Региональная палата направила письмо на имя акима Тараза с предложением создать рабочую группу по вопросам тарифообразования в сфере пассажирского транспорта с участием представителей палаты, перевозчиков, льготных категорий граждан, государственных и правоохранительных органов, депутатов. Однако никакой рабочей группы создано не было, пришлось отправить повторное письмо, которое также было оставлено без ответа. Одним словом, сплошная стена молчания.  

По причине бездействия городских властей проблема приобрела масштабный характер, вызывая все большее возмущение автобусных парков. Лишь после того, как вопрос компенсации перевозчикам был рассмотрен на заседании Республиканского совета по защите прав предпринимателей под председательством Гани Касымова и дошел до сведения акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева, процесс сдвинулся с мертвой точки.  

Директор Региональной палаты вместе с руководителями предприятий-перевозчиков и акимом города Тараз Нуржаном Календеровым побывали на приеме у главы региона Карима Кокрекбаева. В результате переговоров все-таки было принято решение о создании рабочей группы в составе всех заинтересованных сторон для тщательного анализа возникшей ситуации.

Между тем Региональная палата не стала сидеть сложа руки и создала собственные рабочие группы, которые в течение нескольких дней с утра до вечера ездили на самых популярных городских маршрутах.  Увы, реальная картина в общественном транспорте областного центра оказалась не самая радужная.

- К сожалению, есть пассажиры, которые ведут себя не очень добропорядочно.  Не всегда охотно предоставляют необходимые удостоверения, начинают возмущаться и угрожают, что будут жаловаться в транспортную инспекцию, - делится своими впечатлениями Карлыгаш Аралбекова.

Директор палаты не скрывала, что крайне расстроена подобными фактами, это явственно проглядывалось по ее эмоциональному заявлению:

- Понятно, что условия в общественном транспорте все еще не идеальные, но прогресс налицо: регулярно обновляется автобусный парк, качество услуг только повышается. Если вас довезли до пункта назначения, услугу необходимо оплатить, а льготным категориям граждан -  предъявлять подтверждающие документы. Перевозчики исправно выплачивают налоги в местный бюджет, средства которого направляются на реализацию различных социальных программ, в образование, здравоохранение, другие жизненно важные сферы нашей жизни. У тех же водителей и контролеров есть свои семьи, которые необходимо содержать. Не случайно Президент страны Нурсултан Назарбаев ключевым сегментом Плана нации «100 конкретных шагов» обозначил именно развитие малого и среднего бизнеса. Это один из главных приоритетов дальнейшего развития страны и ключ к преодолению негативных тенденций в экономике. Все получатели услуг, в том числе и транспортных, не должны забывать об этом, - акцентировала Карлыгаш Аралбекова.     

Да, понятно, что сегодня трудно всем. В условиях секвестирования бюджета по всем направлениям нелегко закрывать все позиции.  Но если есть закон об обязательном субсидировании средств на бесплатный проезд отдельным категориям граждан, его надо соблюдать. Если по каким-то объективным причинам не всегда это удается, необходимо искать компромиссы, вести диалог в правовом поле. Другого выхода нет.

Сегодня создается рабочая группа, которая должна разобраться, в каком состоянии находится финансовое самочувствие предприятий общественного транспорта, насколько обосновано потенциальное повышение тарифов на проезд, каковы возможности городского бюджета для выделения субсидий. Самое активное участие в этом процессе принимает Региональная палата предпринимателей.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры