astana-view

Реестр проблем

№662

Касательно внесения изменений в Закон Республики Казахстан «О государственной статистике» (далее - Закон), а именно в пункт 11 статьи 12-2 предоставляющий право уполномоченному органу возбуждать административное производство за неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений.

Вышеуказанный Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе государственной статистической деятельности, и направлен на удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации. Государственный контроль в области государственной статистики осуществляется в отношении административных источников (Государственные органы, местные исполнительные органы) и респондентов (физическое или юридическое лицо). В соответствии с пунктом 1 статьи 12-2 Закона государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется в форме профилактического контроля без посещения респондентов. Согласно пункта 2 указанной статьи Закона профилактический контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных. Статьей 497 Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) за представление недостоверных первичных статистических данных предусмотрена ответственность в виде «предупреждения», тогда как непредставление первичных статистических данных в соответствующие органы государственной статистики в установленный срок влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностных лиц, на некоммерческие организации, субъектов малого предпринимательства – в размере четырнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей. Пунктом 3 статьи 12-2 Закона предусмотрено, что в случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения респондентов оформляется заключение, которое направляется респонденту в срок не позднее двух рабочих дней со дня выявления нарушений. При этом заключение вручается респонденту лично под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, полученному из официальных источников, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения. Согласно пункта 9 статьи 12-2 Закона заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, должно быть исполнено в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения. Пунктом 11 статьи 12-2 Закона предусмотрено, что неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, предоставляет уполномоченному органу или Национальному Банку Республики Казахстан право возбудить административное производство. Отсутствие конкретных понятий и наличие альтернативных мер создают условия для коррупционных проявлений. По мнению Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП РК «Атамекен») вышеуказанный пункт (пункт 11 статьи 12-2 Закона) содержит коррупционный риск. В связи с чем, предлагаем пункт 11 статьи 12-2 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» изложить в следующей редакции: лица, за неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. В соответствии с частью первой статьи 25 КоАП РК административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие, либо бездействие юридического лица, за которое КоАП РК предусмотрена административная ответственность. Согласно статьи 26 КоАП РК административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Согласно статьи 27 КоАП РК административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Законом не учитываются обстоятельства, когда физические лица, а также субъекты предпринимательства в силу объективных и субъективных причин (болезнь, выезд за пределы города, населенного пункта и другие обстоятельства непреодолимой силы) не всегда могут своевременно среагировать на заключение уполномоченного органа и представить соответствующие статистические данные в установленный срок. Более того, непредставление либо недостоверное представление статистических данных не влекут за собой какой-либо общественной опасности, а также какого-либо ущерба. Принимая во внимание политику, проводимую государством, направленную на дальнейшее совершенствование административно-деликтного законодательства, а также гуманизацию и снижение репрессивности, полагаем возможным внести изменения и дополнения в статью 497 КоАП РК.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

МАНГИСТАУ РПП

Предложение по решению проблемы:

Предлагаем статью 497 Кодекса изложить в следующей редакции: 1. Представление недостоверных и (или) непредставление первичных статистических данных в соответствующие органы государственной статистики в установленный срок, - влечет предупреждение 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влекут штраф на физических лиц в размере четырнадцати, на должностных лиц, на некоммерческие организации, субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Пути решения:

1. Направить запрос в МНЭ РК; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2019-04-25 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-09-27 00:00:00

Ход исполнения:
08.10.2019; ДЗиРС направлено письмо в Уполномоченный орган по статистике с предложением внести изменения и дополнения в вышеуказанный Закон в части исключения формулировок "вправе", "может", а также в статью 497 КоАП РК в части объединения части первой и второй с применением взыскания в виде "предупреждение". Предложение по внесению поправок в Закона РК "О государственной статистике" поддержано и в последующем будет учтено. Кроме того, соответсвующее предложение в Закон РК "О государственной статистике" инициировано по итогам рассмотрения поправок в законодательные и иные акты Республики Казахстан для реализации итоговых рекомендаций и мер по снижению непродуктивных издержек бизнеса, итоговых рекомендаций и мер по снижению непродуктивных издержек для бизнеса по законодательным и подзаконным актам, не вошедших в Перечень, а также поправок в законодательные акты Республики Казахстан по итогам проведенной ревизии на предмет выявления антиконкурентных норм
16.10.2019; Департаментом законодательства и развития саморегулирования направлено письмо в Уполномоченный орган по статистике с предложением внести изменения и дополнения в Закон РК "О государственной статистике" в части исключения формулировок "вправе", "может" при определении компетенции должностного лица при реализации им своих полномочий, а также в статью 497 КоАП РК в части объединения части первой и второй с применением взыскания в виде "предупреждение", на что 18.07.2019 года получен ответ. Предложение по внесению поправок в пункт 11 статьи 12-2 Закона РК "О государственной статистике" в части исключения формулировок "вправе", "может" при определении компетенции должностного лица при реализации им своих полномочий поддержано и в последующем будет учтено. Поправки в КоАП РК не поддержаны, поскольку в рамках гуманизации административно - деликтного законодательства Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» были внесены изменения и дополнения в статьи Предпринимательского кодекса РК и Закон РК «О государственной статистике» (далее – Закон о статистике). Закон о статистике был дополнен новыми статьями 12-1 «Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников», в форме профилактического контроля без посещения и с посещением административных источников и 12-2 «Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов» в форме профилактического контроля без посещения респондентов. Данные статьи предусматривают профилактически-предупредительный характер контроля, согласно которого при выявлении непредставления первичных статистических данных в установленный срок, оформляется заключение и респондентам дается 2 рабочих дня (со дня получения заключения) на устранение нарушений и только в случае неисполнения заключения возбуждается административное производство. Согласно статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по статье 497 КоАП РК в 2016 году зарегистрировано 10 274 дела, в 2017 году 10 192 дела и в 2018 году 5 946 дел. Таким образом, статистические данные свидетельствуют что действующие размеры взысканий оказывают действенные меры по снижению количества совершаемых правонарушений по данной статье.
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Шаймерденов Хамит Болатович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Управляющий директор - Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Дочерние организации

Партнеры