Біз туралы
Қаз
Қазақстан бойынша тегін:
1432 | 8-800-080-80-10
Whatsapp: +7 778 870 1432

Реестр проблем

№699

Административный барьер в сфере земельных отношений, реализация инвестиционных проектов.

Палатой предпринимателей Павлодарской области совместно с Департаментом по противодействию коррупции по Павлодарской области проведен мониторинг сфер предпринимательства и земельных отношений, по итогам которого установлена необходимость рассмотрения возможности внесения изменений и дополнений в действующее законодательство для развития предпринимательства и инвестиционной активности резидентов Республики Казахстан. Для получения инвестиционных преференций и земельного участка предприниматель должен пройти процедуру согласования как на центральном уровне, так и на местном. Однако, прохождение данной процедуры создает административные барьеры для предпринимателя. Местные исполнительные органы на основании требований Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК) и пополнения местного бюджета предоставляют земельные участки через торги (аукционы, конкурсы), без учета статьи 48 ЗК РК. Статья 48 ЗК РК предусматривает исключительный случай предоставления земельного участка минуя торги (аукционы, конкурсы) для реализации инвестиционных проектов в соответствии со ст.284 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК). ПК РК предусмотрено, что при реализации инвестиционных проектов предусмотрены меры государственной поддержки в виде инвестиционных преференций. Однако инвестиционным приоритетным проектом считаются инвестиции превышающие двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя. Необходимо отметить, что инвестиционные преференции предоставляются на основании инвестиционного контракта, заключенного между Комитетом и юридическим лицом Республики Казахстан, реализующим инвестиционный проект. Однако предприниматели малого и среднего бизнеса не всегда имеют возможность инвестировать проекты на сумму свыше двухмиллионнократного МРП, даже если их проекты направлены на создание стабильных и устойчивых предприятий, посредством которых будут созданы рабочие места и отчисления налогов. К примеру: в апреле 2019 года индивидуальный предприниматель Калиев Р.Р. обратился в акимат города Павлодара с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство объекта в черте населенного пункта для реализации инвестиционного проекта «Открытие пиццерии и гостиничного комплекса». Данный инвестиционный проект разработан Павлодарским региональным филиалом АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», согласно которому, оценка инвестиционных затрат составляет 62 335 000 тенге (шестьдесят два миллиона триста тридцать пять тысяч) (24 687 МРП). На основании того, что стоимость данного проекта не превышает предусмотренного двухмиллионнократного МРП, а также проект не согласован с Комитетом по инвестициям и Региональным координационным советом и не состоит в перечне приоритетных видов деятельности, местные исполнительные органы обоснованно отказывают в предоставлении земельного участка. Необходимо отметить, что с января 2020 года часть налоговых отчислений поступает в местный бюджет, которые будут направлены на развитие региона, в связи с чем, предлагаем инициировать вопрос о рассмотрении возможности пересмотра критериев определения инвестиционных проектов (примерный размер сумм инвестиций от 20 000 МРП) Полагаем, что снижение сумм инвестиций поспособствует развитию малого и среднего бизнеса, созданию рабочих мест на местах и позволит увеличить поступление налогов и иных платежей в бюджет.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ПАВЛОДАР РПП

Предложение по решению проблемы:

В рамках ст. 48 ЗК не определяются критерий к инвестиционным проектам, как и в рамках Предпринимательского кодекса, к которым возможно применение вне конкурсного порядка предоставления земельных участков. В этой связи, вопрос необходимо решать путем утверждения правил регламентирующих определение проекта инвестиционным, для чего, в свою очередь необходимо определение компетенции уполномоченного органа по их утверждению в рамках Предпринимательского кодекса РК.

Пути решения:

1. Направить предложения в Министерство иностранных дел Республики Казахстан. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2020-03-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2020-10-31 00:00:00

Ход исполнения:
27.03.2020; Согласно ст.48 Земельного кодекса, земельные участки для реализации инвестиционных проектов предоставляются вне торгов (конкурсов, аукционов). Однако, отсутствовал порядок определения проекта инвестиционным. В связи с чем, Законом РК от 3 апреля 2019 г. № 243-VІ ЗРК в Предпринимательский кодекс РК внесены изменения в части наделения уполномоченного органа по инвестициям полномочиями по разработке соответствующих Правил. Однако, в связи с ошибкой редакции не была предусмотрена компетенция по утверждению Правил. В середине 2019 года МИИР, разработав проект Правил, не смог их зарегистрировать в Министерстве юстиции в связи с отсутствием компетенции по их утверждению. В связи с чем, ДСиЗО через депутата Мажилиса Парламента РК Абсатирова К.Г. внесены поправки в Предпринимательский кодекс РК по определению полномочии уполномоченного органа по утверждению рассматриваемых Правил в рамках проекта ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам улучшения бизнес-климата". Данные поправки рассмотрены депутатами в рамках Рабочей группы, с участием представителей НПП, органа разработчика МНЭ, центрального уполномоченного органа по земельным отношениям и приняты по итогам голосования.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Абжан Ернур Бахытжанулы

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Управляющий директор-директор

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Серіктестер