Игорь Шацкий: «Большинство обратившихся в Палату предпринимателей приходит именно за помощью»
В рамках сервисной поддержки РПП оказывает содействие бизнесменам, столкнувшимся с определенными трудностями ведения бизнеса
Насколько комфортно живется бизнесу в регионе? С какими проблемами чаще всего сталкиваются предприниматели Восточного Казахстана? Все ли вопросы бизнеса удается решать Палате предпринимателей? Можно ли говорить о каких-либо достижениях?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора региональной палаты предпринимателей Игоря Шацкого.
- Над какими вопросами приходится работать РПП, защищая интересы бизнеса в регионе? Что мешает предпринимателям успешно вести свою деятельность?
- Работы непочатый край, приходится вести работу по разным направлениям. Это защита прав и законных интересов предпринимателей, снижение административных барьеров в сфере земельных отношений, градостроительства, оптимизация процедур государственных закупок и повышение местного содержания, анализ эффективности госпрограмм, тарифообразования, развитие человеческого капитала, региональные карты развития, доступность финансовых ресурсов и внешнеэкономическая деятельность.
Как видите, вопросов очень много, и наша миссия - оперативно решать их. В этих целях мы реестр предпринимателей, провели поиск, сбор, анализ аналитической информации социально-экономических показателей. В рамках технического задания организовали опросы и интервью, которым уже дан первичный анализ.
- Сейчас, как известно, Правительство РК делает упор на развитие аграрно-промышленного комплекса в Казахстане, существует масса различных госпрограмм. Есть ли у фермеров Восточного Казахстана возможности воспользоваться всеми этими инструментами поддержки? И как в целом в регионе развивается АПК?
- В области зарегистрировано 13530 крестьянских хозяйств, из них крупных 334. Кроме того, в области работают личные подворные хозяйства - 150 тысяч подворий.
В прошлом году доля производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах составила около 75% производства продукции животноводства, соответственно, в организованных хозяйствах - 25%.
В структуре сельского хозяйства области более 60% приходится на животноводство.
По объему валовой продукции сельского хозяйства среди 16 регионов республики ВКО находится на 4-ом месте (12%). Доля сельского хозяйства в ВРП области, по предварительным данным, за 9 мес. 2015 г. составляет 7,7%. Область занимает лидирующие позиции в республике: по производству молока, маслосемян подсолнечника, меда и пантов (1 место), по производству мяса и картофеля - 3 место.
Объем валовой продукции сельского хозяйства за 2015 г. составил 290,6 млрд тенге, с ростом на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Индекс физического объема - 100,2%.
В январе-марте 2016 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 37,3 млрд тенге (105 % к аналогичному периоду 2015г., что выше на 2,5 процентных пункта), в том числе 99,8 % объема сложилось за счет продукции животноводства, 0,2% - продукции растениеводства (продукция растениеводства представлена овощами закрытого грунта).
Палата предпринимателей совместно местными исполнительными органами провела разъяснительную работу в регионах с целью донесения до фермеров основных принципов и преимуществ сельскохозяйственной кооперации. Сегодня в области создано 23 сельскохозяйственных кооператива (в отрасли пчеловодства, по переработке рыбной продукции, производство и переработка мясной и молочной продукции, организация искусственного осеменения маточного поголовья КРС, ведение селекционной племенной работы, содержание племенных быков-производителей мясных, молочных и комбинированных пород.
Разработана модель создания сельскохозяйственного кооператива и Дорожная карта по созданию кооперативов, где для каждого района определена специфика деятельности кооперативов.
– Не секрет, что в связи с мировым кризисом экономическая обстановка в стране довольно сильно осложнилась и многие предприниматели оказались на грани закрытия своего бизнеса. Какую реальную помощь может оказать Палата предпринимателей бизнесмену, балансирующему на грани выживания?
- Да, должен заметить, что большинство обратившихся в Палату предпринимателей приходит именно за помощью. И, конечно, мы в рамках сервисной поддержки оказываем содействие бизнесмену, столкнувшемуся с определенными трудностями ведения бизнеса.
Сервисная поддержка ведения действующего бизнеса по 8 видам услуг оказывается 53 консультантами-менеджерами и 2 сервисные компаниями в Центрах обслуживания предпринимательства городов Усть-Каменогорск и Семей, 19 Центрах поддержки предпринимательства, расположенных в районных центрах, малых и моногородах области.
- Какова доля обратившихся за сервисной поддержкой предпринимателей ВКО? Растет ли спрос на услуги РПП ВКО в предпринимательской среде?
- В прошлом году мы оказали 8199 сервисных услуг 3615 субъектам малого и среднего предпринимательства. Менеджеры ЦПП оказали 23 491 информационную консультацию по действующим государственным программам 18698 субъектам бизнеса и населению с предпринимательской инициативой. Из общего числа наибольшее количество обращений – 17142 приходится на вопросы государственной поддержки предпринимательской деятельности.
К тому же проводится работа с женщинами, которые проявили желание начать свое дело в приоритетных направлениях женского бизнеса в районах и селах области (проекты «Start up»). За 2015 г. обратилось 209, за 1 квартал 2016г. - 93 женщины. Оказание помощи действующим предпринимателям-женщинам в разрешении возникших проблем в бизнесе - 211, за 1 квартал 2016г. - 101 женщины. На отчетную дату единая база женщин-предпринимателей в разрезе городов и районов области объединяет 8 049 субъектов, в том числе 6 094 ИП.
Кроме развития женского предпринимательства, особое внимание уделяется поддержке молодых предпринимателей. Сформированная Палатой предпринимателей база объединяет свыше 2800 субъектов молодежного бизнеса для точечной работы с ними.
- Судя по всему, спрос на услуги РПП не имеет тенденции к спаду. Ведется ли сегодня работа по повышению предпринимательской грамотности среди населения области?
- В январе 2015 года при Национальной палате предпринимателей была создана Школа бизнеса и мы активно ведем работу в этом направлении. В ходе реализации компонента «Бизнес-школа» специалистами РПП было обучено по инструментам:
- «Бизнес-Советник» - 1424 человек (137% план 1000 чел);
- «Бизнес-Рост» - 125 человек (100% план 125 чел.);
- «Проектное обучение» -76 человек (117% план 65).
- Какие проекты реализуются на территории Восточного Казахстана при участии РПП ВКО и какова доля уже реализованных?
- В 2015 году на сопровождении ПП ВКО в рамках государственных программ находилось 1088 пул-проектов, из них совместно с филиалами ПП ВКО реализовано 567 проектов МСБ (52%).
С начала 2016 года на сопровождении Палаты с учетом филиалов находится 705 проектов МСБ, из них сегодня реализован 141 проект.
Сейчас Палатой предпринимателей ведется сопровождение проектов, предполагаемых реализацию в рамках государственно-частного партнерства.
Одним из них является реконструкция здания детского дома им. Раева в Кокпектинском районе под физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), в котором планируется разместить спортивные залы для бокса, борьбы, гимнастики, тренажерными залами и т.д.
Палата совместно с инициатором проекта КХ Султман разрабатывает проект с центром ГЧП и акиматом района. Направлено обращение в акимат, управление спорта и другие МИО о возможности реализации проекта, проведены выездные встречи.
Также ПП ВКО ведется сопровождение проекта по строительству детского сада в г. Семей с общей площадью 900 кв.м., рассчитанного на 75 детей. Инициатором проекта является ТОО Заводстрой, в настоящее время проект на стадии строительства 3-го этажа, уже вложено 40 млн тенге, необходимо дополнительно 40 млн тенге для завершения строительства. ПП ВКО совместно с центром ГЧП по ВКО ведется поиск инвесторов для завершения проекта.
- В последнее время в СМИ Казахстана неоднократно поднимался вопрос о систематических нарушениях в сфере государственных закупок. Ведется ли работа ПП ВКО в этом направлении?
- За истекший период 2015 г. года в Палату за защитой от необоснованных действий организатора госзакупок поступило 108 обращений, из них 61 решен положительно, за I квартал 2016 года 45 обращений (В 2014г. - 52 обращения, из них 38 решены в пользу предпринимателей)
По подготовке конкурсной документации ПП ВКО оказано 376 сервисных услуг в 2015 году, за I квартал 2016 года 96 услуг.
ПП ВКО 24 предприятиям ВКО оказано содействие в сбыте производимой продукции на сумму 472,4 млн тенге.
С целью прозрачности осуществления государственных закупок из бюджетных источников в качестве наблюдателей определены 54 представителя РПП ВКО, в т. ч. из числа СМСБ. Представители РПП приняли участие в 180 конкурсах в качестве наблюдателей. Выявлено 17 нарушений, приняты меры по их устранению.
- Обозначьте основные проблемы участия в государственных закупках?
- Непрозрачность конкурсных процедур, неудовлетворительная работа портала государственных закупок. Бюджет области на трехлетний период принимается в декабре предыдущего года, при этом информация о планируемых закупках на портале публикуется с большим опозданием. Работа портала оценивается как заказчиками, так и поставщиками как неудовлетворительная, вследствие его загруженности во время массового размещения планов закупок всеми госучреждениями одновременно, отклонение заявок по формальным причинам, обеспечение гарантийного взноса в размере аванса. Данная норма полностью исключает возможность участия в государственных закупках потенциальных поставщиков, относящихся к малому и среднему бизнесу, лоббируя лишь интересы крупного бизнеса. Также зачастую незаконно устанавливают завышенные квалификационные требования в части обладания потенциальным поставщиком машинами и механизмами.
- ПП ВКО может предложить какие-то пути решения этих проблем?
-Нами разработан ряд рекомендаций, которые помогли бы избежать большинства проблем в сфере государственных закупок. А именно: перевести процедуру проведения государственных закупок в ручной режим; размещать план государственных закупок на сайте управление по госзакупкам и коммунальной собственности ВКО, при этом сведения должны содержать план закупок по основным отраслям - здравоохранение, строительство, природоохранные мероприятия, транспортная инфраструктура, закупки системы образования; услуги СМИ и прочее быть максимально наполненными информацией по объектам, в том числе общей стоимости, срокам выполнения работ, информации по ПСД и др.
Также предлагается установить в правилах осуществления госзакупок право потенциального поставщика подтверждать правоспособность привлеченного им субподрядчика выполнять закупаемый вид работ только на основании лицензии, внедрить обязательный посттендерный контроль, начиная со стадии утверждения проекта в Госэкспертизе, наделив ее полномочиями и ответственностью за объем местного содержания в проектной документации, и, заканчивая контролем заказчика во время закупок и приемки в эксплуатацию.
Оставьте комментарий:
Комментарии: