Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Толщина омлета регламентируется казахстанскими СанПиН

19 Января 2017
11328 просмотров

НПП «Атамекен» вновь поднимает вопрос абсурдных требований СЭС

Выступая на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», директор Департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами НПП Ербол Устемиров отметил, что государственными органами и Нацалатой проводится серьезная работа по улучшению условий для предпринимательской деятельности: снижается количество разрешений и лицензий, оптимизируются процедуры проведения проверок. Вместе с тем анализ поступающих обращений предпринимателей свидетельствует о том, что не все проблемы еще решены. Особую озабоченность вызывают требования, предъявляемые государственными органами к предпринимателям.

«Неоднократно озвучивалась цифра об общем количестве таких требований - более 28 тысяч. Понятно, что предпринимателю не то что их все исполнить, просто запомнить и знать все эти требования не представляется возможным. Конечно же, такое огромное количество требований создает благоприятные условия для коррупции. К примеру, требования в сфере санэпидблагополучия. В настоящее время действует 1 проверочный лист, который содержит 83 обобщенных требования», - сказал он.

Для разрешения этой ситуации Нацпалата совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством нацэкономики и с привлечением экспертов выработала Единые подходы к оптимизации требований в рамках проверочных листов при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с новыми подходами в проверочные листы должны быть включены: 1) требования, характеризующие безопасность конечного продукта производства (товар, работа, услуга). Проверяются они посредством проведения лабораторных анализов, измерений, замеров; 2) требования, которые фактически можно проверить. Это проверка документации, визуальный осмотр наличия оборудования, необходимых средств, маркировки и других показателей; 3) в проверочные листы не должны включаться требования, характеризующие внутренние технологические процессы, так как контроль в них обеспечивается самим проверяемым субъектом посредством организации производственного технологического контроля.

«Хотелось бы здесь отметить конструктивную позицию Комитета по защите прав потребителей, представители которой активно участвовали в проведении ревизии проверочных листов. В результате нами было проанализировано 41 санитарное правило, в которых выявлено 11543 требования. Из проревизированных требований из проверочных листов было решено исключить 9172 (порядка 80%), соответственно, сохраняется лишь 2371 (20 %). В результате, из проверочных листов в области санэпидблагополучия исключены отсылочные нормы, проверочный лист стал понятным, четким и исполнимым для проверяемых субъектов», - констатировал эксперт.  

Он привел в пример объекты оптовой и розничной торговли пищевой продукции, где из 207 санитарных требований рекомендовано исключить 158 или 76%. Исключаются такие требования, как: 1) наличие раздельных холодильников для хранения и реализации свежей рыбы и рыбопродуктов (понятно, что современные холодильные установки имеют отдельные секции, позволяющие хранить продукцию раздельно); 2) проведение ежедневной влажной уборки помещений с дезинфекцией, ежедневная промывка контейнеров и инвентарной тары (эти требования характеризуют сам производственный процесс предприятия, который происходит ежедневно и его необходимо контролировать постоянно, что под силу только внутреннему контролю предприятия); 3) реализация изделий животного происхождения без ветеринарных документов, так как в настоящее время на готовую продукцию ветеринарные документы не выдаются.

По словам Устемирова, в настоящее время проект приказа министра нацэкономики об утверждении новых проверочных листов (всего 45) поступил в Нацпалату для изучения, и в ближайшее время НПП выразит свою позицию.

«Хотелось пояснить, что фактически мы вычистили проверочные листы в сфере санэпидблагополучия. При этом общие требования в СанПиНах сохранены, как обеспечивающие санитарное благополучие населения», - сказал представитель НПП.

Устемиров рассказал также об абсурдных и устаревших требованиях СЭС. Так, по его словам, в казахстанском общепите не допускается изготовление макарон по-флотски, а толщина омлета должна быть не более 3 см. «Возникает вопрос: насколько современны и обоснованы такие требования?», - сказал он.

«Недовольство предпринимателей вызывают также чересчур конкретизированные требования к тем или иным объектам, к примеру, по расположению полок на таком-то конкретном расстоянии от пола и от стены. Так, согласно «Санэпидтребованиям к объектам общественного питания» хранение сыпучих продуктов необходимо осуществлять на стеллажах на расстоянии 50 см от стены, с разрывом между штабелями 75 см. Для объектов дошкольного образования расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 метр, высота подвеса нижнего края настенной доски - 70 см», - сообщил эксперт.

При этом представитель «Атамекен» отметил, что в настоящее время требования к дошкольным организациям пересматриваются, при этом большое количество рекомендаций выдано Министерством образования и науки - уполномоченным органом в сфере образования. Всего МОН рекомендовано исключить и пересмотреть более 120 требований. Окончательное решение по этим рекомендациям еще не принято.

«По вопросам неисполнимых требований органов санэпиднадзора поступили обращения и от предпринимателей 5 районов Северо-Казахстанской области (Магжана Жумабаева, Габита Мусрепова, Айыртауского, Мамлютского и Тайыншинского районов). Предприниматели обоснованно указывают на предъявление  невыполнимых требований по организации централизованной стирки. К примеру, в селе Полудино района Магжана Жумабаева численность населения составляет 1400 человек. Как в таком селе может быть централизованная прачечная? Какой предприниматель изъявит желание взяться за такое явно нерентабельное производство - открыть и содержать прачечную?», - сказал Устемиров.

Серьезную озабоченность предпринимателей, по словам представителя НПП, вызывают требования СанПиН к объектам оптовой и розничной торговли в части запрета переупаковки и перефасовки продуктов питания при розничной торговле. «Данная норма создает барьер при реализации таких продуктов, как крупы, сыры, сахар, макароны, которые закупаются у оптовиков мешками по 50 и более кг, а сыры - головками по 8-9 кг. Для удобства покупателей и успешной реализации мелкие магазины производят перефасовку в пакеты по 1 кг или нарезку сыров, колбас от 100 до 500 грамм в пищевую пленку. Расфасовка проходит в помещениях, соответствующих санитарным правилам и на измерительных приборах, прошедших поверку.   Однако органы СЭС считают это нарушением. Полагаем, что данные требования следует пересмотреть», - заявил он.    

Резюмируя свой доклад, Ербол Устемиров отметил, что фактов, когда предприниматели страдают из-за абсурдных и устаревших требований, очень много. «При этом, как показывает наш анализ и обращения предпринимателей, имеются требования, которые также необходимо пересмотреть либо исключить. На наши рекомендации Комитетом приводится довод о необходимости научного обоснования вопроса исключения либо пересмотра того или иного требования. Вопрос проведения научных исследований ранее нами с Министерством нацэкономики обсуждался, и мы нашли понимание. Нами даже изучен рынок научных организаций, которые, по нашему мнению, могли бы провести такие исследования», - сказал он.

«Для кардинального решения проблемы обоснованности и необходимости тех или иных требований просим Совет рекомендовать Правительству выделить соответствующие бюджетные средства для проведения научной ревизии действующих СанПиН с пересмотром либо отменой излишних, устаревших и дублирующих требований», - заключил Е. Устемиров.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры