Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Контрольно-надзорные органы ВКО ответили на вопросы бизнеса касательно проверок

19 Октября 2021
- Восточно-Казахстанская область
3836 просмотров

18 октября 2021 года на площадке Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области представители органов санэпидконтроля, чрезвычайных ситуаций, государственных доходов провели разъяснительную работу с бизнес-сообществом в ходе семинара на тему «Минимизация наиболее часто встречающихся в ходе проверок предпринимательской деятельности нарушений, с разделением их на сферы контроля».

По поручению акимата Восточно-Казахстанской области контрольно-надзорные органы на площадке Палаты предпринимателей ВКО в режиме ВКС (Zoom) встретились с бизнес-сообществом для разъяснения мер, предпринимаемых по итогам выявления нарушений предпринимательской деятельности. Главная цель семинара – минимизировать часто встречающиеся нарушения бизнеса и ответить на актуальные вопросы предпринимателей.

В семинаре приняли участие более 60 представителей бизнес-сообщества со всего Восточного Казахстана, директора районных филиалов Палаты предпринимателей ВКО и представители акиматов. Модератором выступила представитель бизнес-омбудсмена по ВКО, заместитель директора по правовым вопросам ПП ВКО Алия Мукашева.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

В части санитарно-эпидемиологического контроля информацию бизнес-сообществу представил заместитель руководителя Департамента СЭК ВКО Галымбек Алин. Он сообщил, что за 9 месяцев 2021 года органами СЭК проведено 1 018 проверок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявлены нарушения на 903 объектах, наложено административных штрафов на общую сумму 69,2 млн тенге.

«При проверках, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска, наиболее часто встречаются такие нарушения, как отсутствие утвержденной программы производственного контроля, несоответствие лабораторных исследований нормативным показателям, отсутствие документов, удостоверяющих безопасность сырья и продукции, неисправные системы вентиляции и так далее», – перечислил Галымбек Алин.

В то же время, в рамках профилактического контроля с посещением субъекта в целях осуществления мониторинга безопасности продукции, в торговой сети ВКО за истекший период было закуплено 2 646 проб продукции, в том числе 1 630 пищевой продукции и 1 016 непродовольственных товаров. Основная доля несоответствующей продукции по показателям пришлась на нарушения требований по маркировке (96,4%), также часто встречались нарушения в виде отсутствия информации об условиях хранения, дате выработки, сроке годности, массе продукции, информации о пищевой и энергетической ценности продукта, информации о производителе (импортере), информации на государственном языке, отсутствия единого знака обращения на рынке государств-членов ТС (ЕАЭС), отсутствия знака «петля Мебиуса», символа о предназначении для контакта с пищевой продукцией и т. д.

Отдельно представитель ДСЭК заострил внимание на работе объектов, участвующих в проекте Ashyq:

«Предпринимателям необходимо соблюдать обязательства по проверке статусов посетителей через QR-код или по ИИН, а также информировать в письменном виде территориальные управления санэпидконтроля о фактах выявления лиц с «красным» и «желтым» статусом с предоставлением подтверждающих материалов, то есть скриншотов этих статусов».

В свою очередь предприниматели возмутились необходимостью тратить свое время на посетителей с «красным» и «желтым» статусом, а с другой стороны им непонятно, почему бизнес должен нести ответственность за таких людей.

Немало вопросов касалось и «синего» статуса, к примеру: отмечается ли регистрация таких посетителей в базе данных Минздрава и несут ли ответственность за их пропуск на объект предприниматели? Как быть бизнесу с посетителями, у которых медицинский отвод и которым из-за «синего» статуса запрещено посещать те или иные заведения в установленные дни?

Исходя из ответов Галымбека Алина, ответственность за посетителей с «синим» статусом предприниматели не несут; если же у посетителя медотвод – ему необходимо всегда иметь при себе соответствующую справку от медкомиссии либо отрицательный результат ПЦР-теста.

Поступали от бизнеса вопросы и касательно действий мониторинговых групп, которые посещают объекты в разном количестве, с меняющимися проверочными листами и т. п.

Галымбек Алин подтвердил, что даже в количестве двух человек мониторинговая группа имеет право осуществлять мониторинг субъектов бизнеса по пяти утвержденным МВК критериям. По поводу измененных проверочных листов он предложил обратиться в ДСЭК в частном порядке для детального рассмотрения проблемы.

«Что касается состава мониторинговых групп, то он утверждается местным исполнительным органом и размещается на сайте InfoKazakhstan, где каждый имеет возможность сверить фамилии проверяющих. Также они должны вам предоставить акт о назначении проверки, которая может проводиться только в течение суток с момента регистрации в базе данных», – пояснила модератор семинара Алия Мукашева.

Также представитель уполномоченного по правам предпринимателей в ВКО обратилась к представителю ДСЭК с вопросом о контрольном закупе товаров, которые не проверяются при поступлении на большие рынки, а вся ответственность за их несоответствие требованиям ложится на плечи мелкого конечного реализатора. Галымбек Алин ответил, что конечный реализатор наравне со всеми несет ответственность и имеет право требовать от поставщика товара соблюдения соответствующих требований.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Начальник Управления государственного пожарного контроля Департамента по чрезвычайным ситуациям ВКО Серик Амангельдин рассказал об основных направлениях контроля в области пожарной безопасности на объектах предпринимательства.

Докладчик напомнил, что обеспечение пожарной безопасности на объектах возлагается на первых руководителей предприятий в соответствии с Законом РК «О гражданской защите». Вместе с тем, Департаментом по ЧС ВКО осуществляется государственный контроль в области пожарной безопасности на объектах высокой степени риска путем проведения ежегодных плановых проверок. Так, по области взято на учет 21 109 подконтрольных объектов, из них 2 074 высокой степени риска и 19 035 незначительной степени риска, при этом 1 269 субъектов были освобождены от проверок в особом порядке в связи с введенным мораторием на проверки субъектов малого и микропредпринимательства.

«В то же время, для недопущения пожаров на подконтрольных объектах, сотрудниками ДЧС ВКО за 9 месяцев текущего года проведено 612 проверок субъектов предпринимательства, из которых 606 объектов высокой степени риска и 6 – незначительной. В ходе этих проверок было выявлено 1 683 нарушения правил пожарной безопасности. Для сравнения: в прошлом году за 9 месяцев было выявлено 961 нарушение. К административной ответственности в виде предупреждений привлечено 105 лиц, 82 субъекта предпринимательства оштрафованы на общую сумму 7 млн 708 тыс. 162 тенге», – констатировал Серик Амангельдин.

Представитель ДЧС также сообщил о проведении внеплановых проверок по контролю исполнения предписаний. Судебными органами было рассмотрено 11 административных дел и наложены штрафы на общую сумму 8 млн 751 тыс. тенге.

Избежать таких последствий, отметил докладчик, можно путем соблюдения требований, установленных в проверочных листах, которые легко найти на интернет-ресурсах (adilet.kz). Вся необходимая информация о соблюдении мер пожарной безопасности, а также о правилах поведения при различных чрезвычайных ситуациях, размещена на сайте ДЧС ВКО и в социальных сетях.

В рамках меморандума о взаимном сотрудничестве между ДЧС ВКО и Палатой предпринимателей ВКО осуществляется оперативное разрешение проблем предпринимателей по их обращениям на неправомерные действия инспекторов Департамента. Активно проводится разъяснительная работа в виде проведения круглых столов, прямых эфиров, вебинаров. Создана рабочая группа из числа сотрудников Департамента и Палаты по реализации положений меморандума.

«Необходимо отметить, что Предпринимательским кодексом предусмотрено уведомление проверяемых субъектов о предстоящих проверках за месяц до начала проверки. Данная норма позволяет субъектам заранее подготовиться к проведению проверки, принять меры по устранению нарушений. Мы настоятельно рекомендуем субъектам предпринимательства в первую очередь обратить внимание на соблюдение противопожарного режима на объекте, что предполагает наличие инструкции о мерах пожарной безопасности, где должен быть определен порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня; отведение мест для курения; назначение ответственных за пожарную безопасность; прохождение работниками обучения по программе пожарно-технического минимума и так далее. От выполнения этих элементарных требований зависит пожарная безопасность всего объекта в целом», – заключил Серик Амангельдин.

Заместитель директора ТОО «Казэлектромаш» из города Семей Александр Онищенко выступил с предложением о сокращении количества пунктов проверочного листа по линии ЧС. Серик Амангельдин пообещал совместно с Палатой предпринимателей ВКО продвинуть данное предложение на законодательном уровне, если предприниматели сформулируют и направят свои предложения в письменном виде.

Остается добавить, что в текущем году лишь 3% проверок органов чрезвычайных ситуаций Восточно-Казахстанской области заканчивались штрафными санкциями, в подавляющем большинстве случаев ДЧС применяет такой вид административного взыскания, как предупреждение об устранении нарушений.

НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Главный специалист Управления аудита Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области Максат Жуманов пообщался с предпринимателями на тему налоговых проверок. В числе прочего он предупредил дорожно-строительные компании о том, что мораторий на проверки бизнеса когда-то закончился, и «убегать» от налогов, оформляя технику на своих сотрудников-ИП для увеличения вычетов по КПН, уже не получится.

Предприниматели задали много вопросов представителю ДГД. Они касались штрафных санкций за непредоставление налогового отчета, правомочности требования от субъекта бизнеса объяснительной записки в ходе разъяснительной работы по приложению Wipon, требований к сельскому бизнесу при невозможности использования приложения reKASSA из-за отсутствия интернет-связи, сроков получения справки о составе КХ для предоставления в банк и возможной оцифровки данной госуслуги, исчисляемого периода переоценки имущества в ходе проверки предприятия.

Максат Жуманов пояснил, что за задержку и непредоставление очередного налогового отчета предпринимателям грозит штраф. Пояснительную записку в ходе разъяснительной работы по приложению Wipon сотрудники ДГД требовать не имеют права. При отсутствии интернета необходимо взять соответствующую справку в АО «Казахтелеком» и предоставить ее в территориальный орган госдоходов, при этом продолжая применять в работе обычный кассовый аппарат; если же у предприятия имеются счета и все платежи осуществляются перечислением - касса вообще не требуется. В настоящее время для получения справки о составе КХ применяется только метод подачи письменного заявления, и срок ожидания ответа по-прежнему составляет 15 дней. При проверках бизнеса для переоценки имущества установлен срок давности 3 года.

Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению адмбарьеров ПП ВКО Рауан Абдуллин поднял извечную проблему доначисления налогов по сомнительным сделкам. Он отметил, что исходя из мониторинга Судебного кабинета доначисления добросовестным предпринимателям производятся без решения суда, а ищет ли ДГД сомнительных контрагентов – остается вопросом. Если следовать букве Закона, прежде всего подобные ситуации должны рассматриваться на согласительных комиссиях, после чего сделка должна признаваться судом недействительной, и только потом могут производиться доначисления.

Представитель ДГД ответил, что информация о предприятиях, чьи сделки посчитали фиктивными, передается в Департамент экономических расследований. А что касается отсутствия судебных решений о признании сделок сомнительными, то органы госдоходов, по словам Максата Жуманова, руководствуются в данном вопросе неким разъяснением Верховного суда.

Впрочем, разъяснение – это не закон и не нормативно-правовой акт, к тому же в таких вопросах Верховный суд не может принимать какие-либо решения общего порядка. Представители Палаты предпринимателей ВКО попросили Максата Жуманова предоставить пресловутое разъяснение, чтобы на его основании заняться дальнейшим решением данной системной проблемы.

Председатель Профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева интересовалась, на каком основании сотрудники органов госдоходов в ходе камерального контроля требуют предоставить те или иные документы, если такое требование правомочно только по уведомлению. Предпринимательница из Жарминского района спросила, как ей следует поступать, если при поставке полуфабрикатов в крупные магазины Усть-Каменогорска покупатели не подтверждают ей выписку СНТ.

Однако узкая специфика деятельности приглашенного специалиста ДГД не позволила ему ответить на все заданные бизнесом вопросы. И это тоже вызвало вопрос у предпринимателей: почему на разъяснительное мероприятие отправили сотрудника, не располагающего всей полнотой информации о взаимодействии бизнеса и государства в сфере налоговых отношений?


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры