Что тормозит развитие внешнеэкономической деятельности в ВКО
В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ознакомили с основными положениями новой Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан. Субъекты бизнеса, в свою очередь, озвучили многочисленные проблемные вопросы, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
«В филиал Урджарского района Палаты предпринимателей ВКО поступило коллективное обращение участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность на таможенном посту Бахты. Здесь участились случаи задержки выпуска товаров со стороны Центра электронного документирования (ЦЭД) и ситуационного центра Комитета государственных доходов Республики Казахстан. Предприниматели указывают на то, что сведения по системе «предварительной информации» между таможенными органами Казахстана и Китая поступают не в полном объеме, в связи с чем бизнес несет крупные убытки: простой транспортных средств, расходы по хранению на складах временного хранения скоропортящейся продукции. Учитывая, что наступила теплая погода, возникла реальная угроза порчи товаров», – рассказала заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева.
В этой связи предприниматели обратились с просьбой организовать круглый стол по обсуждению данной проблемы с представителями уполномоченного органа. На площадку Палаты предпринимателей ВКО была приглашена главный специалист Управления превенции Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО Гульназ Байкадамова. Она ознакомила участников встречи с основными положениями новой Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, разработанной Агентством и утвержденной Указом Президента Республики Казахстан №802 от 2 февраля 2022 года.
«Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, неприятию населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер. Выработанные антикоррупционные меры будут направлены на комплексное устранение предпосылок коррупции, обеспечение неотвратимости ответственности, широкое вовлечение гражданского общества в противодействие коррупции», – озвучила Гульназ Байкадамова видение развития антикоррупционной политики.
Спикер сообщила, что достижение абсолютного неприятия коррупции предполагается путем повышения антикоррупционной культуры, систематизации воспитательных и образовательных мер, мотивации представителей государственного аппарата и бизнес-сообщества на добропорядочное поведение. При этом государственные органы и субъекты квазигосударственного сектора должны стать более заинтересованными и активными в противодействии коррупции благодаря внедрению публичной системы оценки их реального вклада. В целом антикоррупционная политика нацелена на создание таких условий, когда коррупция станет экономически и репутационно невыгодной.
Сегодня государство ставит задачи по формированию нетерпимости и исключению возможностей коррупции, совершенствованию мер по обеспечению неотвратимости ответственности, усилению роли гражданского общества в противодействии коррупции, обеспечению эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер и дальнейшему совершенствованию деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции. Для достижения поставленных задач разработан план действий по реализации Концепции на 2022-2026 годы, с указанием конкретных мероприятий, форм и сроков их завершения, ответственных исполнителей.
Вторая часть встречи была посвящена укреплению антикоррупционной культуры среди участников внешнеэкономической деятельности, а именно обсуждению конкретных проблем, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу для дальнейшей отработки полученной информации в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Гульназ Байкадамова известила присутствующих о том, что Агентством по противодействию коррупции практикуется применение дифференцированной системы вознаграждения граждан, сообщивших о фактах коррупции. В настоящее время за сообщение о коррупционном правонарушении, по которому сумма взятки или причиненного ущерба не превышает 1000 МРП, вознаграждение в зависимости от тяжести преступления составляет до 100 МРП. За сообщение о факте коррупции с ущербом более 1000 МРП вознаграждение составляет 10% от суммы ущерба, но не более 4000 МРП.
«Необходимо отметить, что поощрение граждан осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствует действительности или помогла компетентным органам в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения. Защита лиц, сообщивших о факте коррупции, осуществляется в соответствии с нормами Закона РК «О противодействии коррупции», при этом лицо, сообщившее о таких случаях, не только поощряется денежными средствами, но и находится под защитой государства. Информация о таком человеке является государственным секретом», – уточнила Гульназ Қажиахметовна.
Представитель Антикоррупционной службы ВКО предложила, в случае наличия у участников ВЭД информации о фактах коррупции, сообщать о них в call-центр по номеру 1424 либо на телефон дежурной части Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО по номеру 8 (7232) 298-888.
Со своей стороны участники встречи рассказали о насущных проблемах предпринимателей Востока, занятых во внешнеэкономической деятельности. Так, бизнесвумен Айман Жакупова, которая уже более 30 лет занимается реализацией плодоовощной продукции, импортируемой из Китая, сообщила о 17 фурах, которые «застряли» на таможенном посту Бахты, и других остро стоящих вопросах.
«Сейчас все сложно стало, раньше информацию о ценах размещали в открытом доступе, а в настоящее время никакой информации нет. Мы не проходим по «зеленому коридору», попадаем в «красный», потом в «желтый», и на все наши СМС-заявки, которые мы через ЦЭД передаем, приходится ждать ответа с 10 утра вплоть до 17 часов вечера, тогда как по закону через минуту нам должен приходить ответ», – обозначила проблемы бизнесвумен.
Айман Жакупова констатировала, что плату за растаможивание плодоовощной продукции приходится вносить в полном объеме, даже если часть ее уже испортилась и не подлежит реализации.
«Никакой скидки нет, все считают по тоннажу! При этом на границе установлено всего четыре специальных окна досмотра, а сам досмотр проводится почти что целый день. Мы несем затраты на оплату труда грузчиков, теряем время, а наш скоропортящийся товар между тем приходит в негодность», – говорит Айман Ксатаевна.
Кроме того, по ее словам, статистика ЦЭД некорректно отображает уровень инфляции: вместо указанных там 8,5% должно быть 20%, потому что все вышеназванные услуги постоянно дорожают.
Шынар Баймаханова из города Семей разделила данное мнение и добавила, что за последние 11 лет завозимые ею из Китая непродовольственные товары не подорожали.
«А если они и подорожали там, в Китае, то всего лишь на 1-2 процента. Но из-за всех растаможек и вот этих нагрузок, которые мы терпим как участники ВЭД, этот товар мы получаем уже с накруткой в 20 процентов, что совершенно неподъемно для нашего населения. Сейчас все до того подорожало, что мы 7-8 миллионов платим за растаможку, а провозим только один КАМАЗ. Раньше за такую сумму можно было провозить до 20 КАМАЗов. Поэтому из-за уменьшения в объемах цены поднимаются на 20-30%, и это только через границу, а плюс еще розничная накрутка», – аргументировала Шынар Баймаханова.
Участники встречи также акцентировали внимание на консолидированных декларациях, по которым для каждого типа товара приходится заполнять отдельные заявки, а затем целые сутки ждать ответа. Они просят рассмотреть возможность объединения разных наименований товаров в одну форму заявки.
Не меньше вопросов у бизнеса вызывает тот факт, что подать заявку через информационную систему «Астана-1» можно только в городе Семей. Предприниматели теряют время на дорогу и подачу всех заявок, да к тому же на пропускном пункте Бахты интернет-связь оставляет желать лучшего, что также ввергает их в лишние расходы. Участники ВЭД называют данную проблему административным барьером, тем более при завышенной ставке налога на добавленную стоимость.
«Так как наша встреча была посвящена антикоррупционной тематике, мы постарались донести до бизнеса, что нужно иметь нулевую терпимость к коррупции, и все вот эти преграды, которые сегодня мешают им провезти товар законно и в положенные сроки, рождают коррупционные риски. Поэтому мы будем работать над этими вопросами совместно с Управлением превенции Антикоррупционной службы ВКО. Мы предложили участникам ВЭД сформулировать свои требования в письменном виде и направить официально в Палату предпринимателей ВКО для их дальнейшего направления в уполномоченный орган. Все, что в наших силах, мы сделаем для наших участников ВЭД», – подвела итог встречи Алия Мукашева.
Уже на следующий день стало известно, что претензии и предложения бизнеса были переданы Гульназ Байкадамовой в Комитет государственных доходов Республики Казахстан.
О том, какое решение найдут поднятые предпринимателями вопросы, мы расскажем в последующих публикациях.
Оставьте комментарий:
Комментарии: