Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

На таможенном посту «Бахты» тоннами пропадает плодоовощная продукция

10 Июня 2022
- Восточно-Казахстанская область
6822 просмотров

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Урджарского района Восточно-Казахстанской области подняли вопросы перемещения товаров и транспортных средств через таможенный пост «Бахты». Предприниматели вынуждены нести убытки в связи с простоем транспортных средств и расходами по хранению скоропортящейся продукции, которая приходит в негодность. По поручению бизнес-омбудсмена Казахстана Департаментом таможенного администрирования НПП «Атамекен» и Палатой предпринимателей ВКО предприняты меры по решению данной проблемы.

В Филиал Урджарского района Палаты предпринимателей ВКО поступило коллективное обращение участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность на таможенном посту «Бахты». Предприниматели подняли проблемы таможенного администрирования, касающиеся процедуры таможенной очистки.

Об убытках, которые несет бизнес в связи с простоями на границе и порчей плодоовощной продукции, участники ВЭД рассказали на встрече с представителем Управления превенции Антикоррупционной службы ВКО, а затем на встрече с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана, который посетил регион с рабочей поездкой.

Конкретные пути решения озвученных проблем прорабатывали на видеоконференции с участием сотрудников Департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен», Ситуационного центра, Центра электронного декларирования Комитета государственных доходов РК, таможенного поста «Бахты» и участников ВЭД из Урджарского района. Модератором встречи выступила заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева.

Индивидуальный предприниматель Айман Жакупова сообщила, что плату за растаможивание плодоовощной продукции приходится вносить в полном объеме, даже если часть ее уже испортилась и не подлежит реализации. В ходе длительного досмотра грузов предприниматели несут затраты на оплату труда грузчиков, а тем временем скоропортящийся товар приходит в негодность, и приходится выбрасывать каждый раз по 2-3 тонны продуктов. Бизнесвумен внесла предложение о том, что по примеру стран Европы и России можно ускорить таможенные процедуры путем внедрения системы предварительного информирования (ПИ) таможенных органов.

Директор ТОО «Nurorda» Карлыгаш Айткалиева занимается реализацией китайской обуви. Она считает, что условную цену на товары народного потребления в Казахстане необходимо снизить, поскольку все они уходят с лжетранзитом в Кыргызстан, Россию или Беларусь, ведь в других странах ЕАЭС растаможивание обходится значительно дешевле.

«Мы не можем конкурировать, и наши клиенты не могут с нами работать. Допустим, на обувь у нас сейчас условная цена 8 долларов, корректируют где-то до 12-15долларов, в итоге до 22 долларов доходит. Тогда как в соседней Кыргызской Республике условная цена 1,2 доллара. Все клиенты едут через нашу Республику транзитом в Кыргызстан, через день выходят, платят 1,2 доллара в таможню и уезжают дальше, а мы сидим, как говорится. Там и хозтовары, и товары народного потребления», – констатирует Карлыгаш Айткалиева.

По данному вопросу директор Департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен» Дина Мамашева пояснила, что при наличии у предпринимателя всех требуемых документов условная цена вообще не должна рассматриваться.

«Цена должна заявляться не условная, а та, которую вы заплатили, которую вы официально показали. То, что в Кыргызстане платят меньше, – это не основание. Если вы заплатили 1,2 доллара – вы должны документы предоставить на 1,2 доллара. Если вы заплатили 8 долларов – вы должны документы предоставить на 8 долларов. Основная проблема наших предпринимателей в отсутствии документов. И нужно четко понимать: условная цена – это когда никаких документов нет, ничего нет, и тогда вот это последняя цена, по которой вас могут оформить», – пояснила Дина Мамашева.

Касательно досмотра транспортных средств со скоропортящейся продукцией в Нацпалату поступило обращение трех индивидуальных предпринимателей – «Айгера», «Манас» и «Ахметжан». Бизнесмены заявляют, что именно их фуры постоянно попадают в «красный коридор» и подвергаются досмотру, хотя на руках у них имеются все необходимые документы. При этом таможенники небрежно обходятся с товаром, вынимают его из ящиков и разбрасывают, в результате чего скоропортящаяся продукция приходит в  негодность.

В этой связи НПП «Атамекен» просит Комитет государственных доходов разъяснить, каков порядок действий предпринимателей на таможне, какие документы необходимо иметь для прохождения таможенной очистки, какими могут быть основания для досмотра и в каком случае объявляется «красный коридор», почему склады временного хранения не оборудованы должным образом, почему на таможенном посту «Бахты» все время выходит из строя рентген-оборудование и почему предприниматели должны в этой связи подвергать простою и порче свой товар.

«Вы понимаете, мы остаемся в каком-то правовом вакууме. У вас откуда-то появляются цены, вы эти цены откуда берете? Как они формируются? Особенно по скоропорту. В свое время по скоропорту, именно по «Бахты», вы помните, мы делали «зеленый коридор», целую программу там внедряли. Понятно, что сейчас это с вашей стороны защита продовольственной безопасности – я не думаю, что вы именно со скоропорта очень большие платежи там получаете. Но здесь же надо повернуться лицом к бизнесу», – говорит Дина Мамашева.

Заместитель Центра электронного декларирования Комитета государственных доходов РК Серик Жанайдаров отметил, что в настоящее время действует пять профилей риска, которые срабатывают на скоропортящуюся продукцию. Полный досмотр, по его словам, проводится в тех случаях, когда оборудование не функционирует, а Инспекцией транспортного контроля выставлена отметка «под подозрением». На вопрос, почему досмотру подвергаются одни и те же компании, госслужащий ответил, что в их системе управления рисками есть коэффициент налоговой нагрузки, где не все может быть в надлежащем состоянии, также могут быть зафиксированы иные нарушения законодательства.

«Но какого-то субъективного фактора здесь нет, это невозможно, потому что компьютерная программа сама это определяет, человеческий фактор исключен», – подчеркнул Серик Жанайдаров.

Представитель налоговых органов согласился, что в летний период нужно отнестись с особым вниманием к предпринимателям, перевозящим продукты питания, и пообещал, что действующие нормы касательно растаможивания скоропорта КГД пересмотрит в ближайшее время и доведет информацию до НПП «Атамекен». Также он отметил, что китайская сторона выставляет большие расхождения в фактической стоимости товара, по которым корректируется бюджет.

В НПП считают, что предпринимателям стоит внимательнее подбирать поставщиков и работать исключительно в легальном правовом поле, но для этого было бы целесообразно запросить в Китае список благонадежных компаний и наладить эффективное взаимодействие с китайской таможней.

«Давайте как-то легализуем вот эту всю информацию, которая приходит из Китая. Почему она у нас является приоритетной? Почему нашим данным не верят, а китайским верят безусловно? Почему такой подход? Это же незаконно. Если вы собираетесь дальше работать, давайте соглашение с Китаем подписывать, давайте его ратифицировать, чтобы ответственность была у двух сторон по представлению этих данных», – призвала Дина Мамашева.

Также директор Департамента таможенного администрирования посоветовала предпринимателям, работающим в рамках законодательства, защищать свои права, в случае если сотрудники таможенного поста проводят досмотры некорректно.

«Любая компания может быть проверена, такие права у таможенных органов есть. Вот это мы должны понимать. Проверять будут, но, пожалуйста, проверку делать корректно, не портить груз! Давайте мы какие-то правила выработаем: если повреждаете груз – обязательно составляйте акт, что таможенники повредили груз, чтобы завтра можно было что-то возместить, чтобы можно было по суду какие-то претензии выставить за неправомерные действия», – предложила представитель «Атамекена».

Заместитель руководителя таможенного поста «Бахты» Серикбек Тюлебаев признал наличие проблем, связанных с ввозом плодоовощной продукции. Он сообщил, что по данным вопросам постоянно проводятся встречи с участниками ВЭД, и привел статистические данные по досмотрам.

«С начала текущего года предпринимателями на посту подано 825 деклараций на плодоовощную продукцию, при этом проведено 112 таможенных осмотров, то есть 13,5%. Это по сравнению с прошлыми годами у нас наблюдается спад. Что касается порчи товара, то мы знаем, что есть межгосударственные стандарты хранения и транспортировки плодоовощной продукции, но таких условий у нас на СВХ ТОО «Евротранзит терминал», расположенного на территории пункта пропуска, нет. Об этом знает Департамент, об этом знает Комитет госдоходов, правоохранительные органы. Данное требование доведено до владельца СВХ», – пояснил Серикбек Тюлебаев.

Он также проинформировал, что за 5 месяцев текущего года простой технических средств наружного контроля был зафиксирован в течение 13 рабочих дней по причине отсутствия обслуживания, что связано с несвоевременным проведением тендеров.

«Комитетом госдоходов с 18 мая внесены изменения в законодательство: в случае выхода из строя средств технического контроля досмотр машин с плодоовощной продукцией мы не проводим», – поделился важной новостью представитель ТП «Бахты».

Он также отметил, что на посту есть проблемы со связью и электроснабжением, однако в текущем году они будут решены в ходе модернизации и технического дооснащения пункта пропуска.

По итогам обсуждения было принято решение о том, что в ближайшие дни Комитет госдоходов предоставит в НПП «Атамекен» перечень новых критериев для оценки степеней риска, уделив особое внимание перемещению скоропортящихся продуктов. В свою очередь Нацпалата организует встречу для предпринимателей по разъяснению данных изменений.

«Сегодня мы сами всё услышали, все эти проблемы на таможне у нас подтверждаются. Конечно, на внесение изменений требуются ресурсы и немало времени, тогда как потоки машин со скоропортом идут и продолжают идти, и проблемы предпринимателей с выбрасыванием тонн продукции из машин продолжаются. Будем надеяться, что мы услышаны – в «слышащем государстве» живем! Надеемся, что в ближайшие дни какие-то изменения будут», – резюмировала модератор заседания, заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры