Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

На обсуждение бизнес-общественности вынесен законопроект по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников

01 Июля 2022
4642 просмотров

О проекте закона республики казахстан «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников»

В НПП «Атамекен» на рассмотрение поступил проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников», инициированный депутатами Сената Парламента РК.
В частности,  проектом Закона предлагается:
1) введение административной ответственности за отсутствие согласительной комиссии по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в размере на должностных лиц – 30 МРП, на субъекты малого бизнеса и некомерческие организации – 60 МРП, на субъекты среднего бизнеса 80 МРП, крупного – 150 МРП. (в действующем законодательстве ответственности нет)
2)    введение административной ответственности за допуск работников на строительную площадку на всех этапах процесса строительства объектов, в том числе производства строительно-монтажных работ, не оборудованных в соответствии с требованиями безопасности и охраны труда, - 
влечет предупреждение.
3) регистрация проверок соблюдения трудового законодательства в органах правовой статистики и специальных учетов в течение 3 рабочих дней. 
4) увеличение пени за невыплату заработной платы до 5-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан за каждый просроченный календарный день. (в действующей норме размер пени рассчитывается исходя из 1,25 % кратной базовой ставке НБ РК).
5) установление предельного уровня соотношения между максимальной месячной заработной платой и месячной заработной платой других работников в организации: не должен превышать 10 кратного размера. (например, если вкомпании работник получает 60 000 тенге, то максимальный уровень заработной платы в компании будет 600 000 тенге).
6) увеличение оплаты работы в праздничные и выходные, за работу в ночное время не ниже, чем в двойном размере исходя из дневной ставки работника. (действующая норма не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной ставки).
7) оплата простоя по вине работодателя в полном размере; (в действующей норме не менее 50% от средней заработной платы работника
8) обязательное согласование актов работодателя, определяющих системы оплаты труда, с представителями работников. (в действующем законодательстве работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников).
9) исключение смешанной ответственности сторон при расследовании несчастного случая (в действующем законодательстве применяется смешанная ответственность и степень вины работника и работодателя определяется в процентах).
В целом по содержанию предлагаемых поправок просматривается ситуация перехода от договорного регулирования трудовых отношений к жесткой регламентации норм в отношении работодателей и увеличения затрат работодателей по обязательствам, предусмотренных законодательством. 
Работодатели выполняют несвойственные ему функции: функции страховой компании, функции пенсионного и медицинского обеспечения.
Необходимо также отметить, что помимо указанных затрат предприятия несут также и дополнительные добровольные финансовые расходы по отраслевым соглашениям и коллективным договорам.
Увеличение социальной ответственности на предпринимателей может привести к сокращению издержек: зарплата в конвертах, сокращение численности работников, вывод сотрудников из штатной численности (договора ГПХ), использование труда заемного персонала, отказ в трудоустройстве «проблемного» работника.
Концептуальная модель действующего Трудового кодекса строилась на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений.
Указанная модель соответствует трудовым стандартам ОЭСР («Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий», одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976).
Учитывая изменения на фоне влияния процессов глобализации на экономику Казахстана, воздействие антироссийских санкций на экономику нашей страны и  признавая, что основной задачей стратегии трудовой политики и главным критерием ее эффективности является защита прав и интересов всех субъектов трудовых отношений, полагаем необходимым создание таких правовых условий, которые будут направлены на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономический рост, повышение производительности труда , что в свою очередь положительно скажется на развитии предпринимательства, рынка труда, привлечения иностранных инвестиций.  

 

В случае, если имеются предложения и (или) замечания, просим направить на электронную почту a.dzhussupova@atameken.kz или позвонить по телефону: 8(71712)919345 до 11 июля 2022 года. 

Тексты законопроектов можно найти по следующим ссылкам:

О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования безопасных условий труда и защиты трудовых прав работников

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры