Вопросы развития курортной зоны Алаколь обсудили с предпринимателями восточного побережья
Субъекты бизнеса, осуществляющие предпринимательскую деятельность на восточном побережье озера Алаколь, обсудили проблемные вопросы развития курортной зоны с представителями НПП «Атамекен», местных исполнительных органов и обслуживающих организаций.
4 июля Нацпалатой «Атамекен» проведена рабочая встреча с представителями бизнес-сообщества из Урджарского района Абайской области, которые предоставляют услуги отдыхающим в курортной зоне Алаколь. В обсуждении приняли участие представители Министерства культуры и спорта, АО «НК «Kazakh Tourism», акимата ВКО, акимата Урджарского района, АО «Объединенная ЭнергоСервисная компания» (ОЭСК), руководители Палаты предпринимателей ВКО, Представительства НПП в Абайской области и ФПП Урджарского района. Модератором встречи выступила директор департамента туризма НПП «Атамекен» Дамиля Кунанова.
О том, какая работа проведена на побережье Алаколя к началу летнего сезона, рассказал заместитель акима Урджарского района ВКО Дидар Хамитов. Он сообщил, что в настоящее время в курортной зоне функционирует 9 биотуалетов. На проблемном перекрестке в сторону участка с грязями акиматом произведены работы по укладке асфальта, также возобновлено асфальтирование дороги до пляжа, которая является дорогой республиканского значения. Акиматом закуплены и устанавливаются «лежачие полицейские» в проблемных местах.
В купальный сезон на Алаколе работает 8 единиц техники по сбору и вывозу мусора, которые обслуживают 50 рабочих. Дополнительно в помощь мусоровозу акимат выделил дежурный трактор. Санитарной службой регулярно проводится дезинсекция против комаров на муниципальном пляже, протяженность которого составляет 400 метров.
Сегодня на Алаколе функционирует мобильная и интернет-связь Beeline, Activ, Tele-2. Из бюджетных средств было выделено 35 млн тенге для закупа оборудования, которое устанавливается на каждой базе отдыха. На данный момент оборудование уже установлено в 20 домах отдыха.
Специально для туристов разработана карта с указанием маршрутов до всех домов отдыха, которую выдают бесплатно всем приезжающим на Алаколь.
Что касается перебоев с электричеством, то случаи отключения были зафиксированы по таким причинам, как повреждение линии электропередач, превышение нагрузок. Все повреждения своевременно устраняются специалистами АО «ОЭСК».
«Однако на Алаколе имеется 132 комплектных трансформаторных подстанции (КТП), установленных владельцами домов отдыха, которые не относятся к АО «ОЭСК». За техническое состояние и надлежащую эксплуатацию отвечают владельцы, и у некоторых состояние очень неудовлетворительное. Из-за этого у нас бывают отключения, о чем все предприниматели знают», – рассказал Дидар Хамитов.
Представитель акимата согласился с предпринимателями, что водный мотоспорт является большой проблемой для безопасности отдыхающих. Однако это тоже вид бизнеса, который нельзя просто запретить.
«Несколько раз мы с ними собирались и договорились: на 400 метрах муниципального пляжа мы буйки установили, им тоже место определили, дальше в сторону парка уже ставят они сами буйки. Но нужно понять саму специфику Алаколя – там большие штормы у нас бывают, наши буйки уносит, однако мы ежегодно платим, конкурсную документацию составили, и местная компания этим уже занимается», – завершил свое выступление Дидар Хамитов по вопросам, которые предприниматели озвучивали в ходе предыдущих встреч с госорганами.
Основной пул проблем Алаколя озвучила туроператор, директор ТОО «Khan-Turan travel», председатель Ассоциации «Казахстанская индустрия туризма» Мунирам Ахметова, которую предприниматели между собой называют «мамой восточного побережья Алаколя». Она подтвердила, что работы акиматом ведутся, но в недостаточном объеме, а что касается дезинсекции пляжей, то санэпидстанция должна систематически проводить плановые обработки одновременно с бизнесом, чтобы охватить всю курортную зону, иначе насекомые будут просто перемещаться с одного участка на другой. Недостаточность асфальтирования дорог на Алаколе, по словам бизнесвумен, оборачивается не только круглосуточной пылью, но и травмами для туристов, которые пробираются по булыжникам вдоль дорог, где носятся автомобили.
«Мы уже не первый год об этом говорим вместе с бизнесом, чтобы нам заменили кабель. Все-таки не выдерживает напряжение, потому что проложенный кабель не был рассчитан на то количество домов отдыха, которое мы на сегодня имеем. Я вчера кочевала с одной на другую базу, потому что происходили то там, то здесь сбои электричества, то интернет не дотягивал, то еще что-нибудь. Что касается водного мотоспорта, то нужно все это цивильно сделать: буйками отделить место посадки и выгрузки людей. Красиво отделить: вот тебе коридор – только здесь сажай, вот сюда не заплывай. Мотоспорт должен быть, активити должно быть, но нужно, чтобы были прописаны для них правила», – выразила мнение Мунирам Ахметова.
Данную позицию поддержал директор Палаты предпринимателей ВКО. Он привел в пример побережье Бухтарминского водохранилища, а именно курортную зону «Голубой залив», где скутеристы осуществляют свою деятельность поодаль от пляжа, не мешая отдыхающим.
«На этом побережье водного транспорта гораздо больше, чем на Алаколе, но там же нет такого беспредела. Может быть, потому что там есть какой-то контроль, или это все-таки от людей зависит? Может быть, нужно контроль усилить, по рукам бить за нарушения, наказывать хорошенько?» – предположил Кайрат Мамырбаев.
Участники встречи сошлись на том, что необходимо отделить пирсами зоны для мотоспорта. На муниципальном пляже этим займется местный исполнительный орган при содействии Филиала Палаты предпринимателей, а за его пределами пирсы должны устанавливать сами владельцы домов отдыха.
Предприниматели также подняли вопросы касательно работы аэропорта Урджар, асфальтирования и ремонта дорог, обустройства тротуаров и озеленения парка внутри туристической зоны, оборудования пляжа спасательным оборудованием и медпунктом, возможности взятия под охрану участка с лечебными грязями, которые бочками вывозят с Алаколя. По мнению многих, внутри курортной зоны вообще не должен курсировать личный транспорт, достаточно пустить несколько специальных микроавтобусов, которые будут развозить туристов до мест назначения.
Но самым актуальным вопросом алакольских бизнесменов остается ситуация с электросетями, а именно – с постоянными перепадами напряжения и отключениями электроэнергии.
Начальник Урджарской районной эксплуатационной службы АО «ОЭСК» Марат Смаилов пояснил, что работы по обновлению линии электропередач (ЛЭП) проводятся постоянно. Так, на отдельных участках, где требовался ремонт ЛЭП, осенью прошлого года и весной нынешнего года произведена замена на провода с высокой пропускной способностью, что позволило повысить уровень напряжения и улучшить показатели подачи электроэнергии. В прошлом году создан отдельный сетевой участок «Алакольский», который круглый год обслуживают 4 электромонтера, в настоящее время решается вопрос возведения отдельного здания для этих целей.
«На собственные средства нашей компании разработан проект строительства подстанции 110 «Коктал» до побережья озера Алаколь, которая решит проблемы с перепадами напряжения. В следующем году начнется строительство. Всего же на побережье Алаколя 132 КТП, которые обслуживаются у нас. Мы заключили 63 договора с владельцами КТП на сезон-2022, с ними работаем сейчас, есть ряд линий на техобслуживании. Мы все возможное делаем, чтобы обеспечить бесперебойную подачу энергии», – заключил Марат Смаилов.
Таким образом, 69 владельцев КТП Алаколя так и не заключили договора на обслуживание в ОЭСК, и когда происходят какие-либо аварийные ситуации с последующими отключениями электричества, винить данные субъекты бизнеса должны лишь самих себя. А главное, поврежденные провода являются распространенной причиной возникновения пожаров, которые могут уничтожить не только базу отдыха нерадивого бизнесмена, но и рядом стоящие объекты.
И еще один нелицеприятный факт: по данным статистики, бизнесмены восточного побережья Алаколя в прошлогоднем отчете о посетителях показали 199 000 человек, бизнесмены алматинского побережья Алаколя показали 1 406 000 человек. Объем оказанных услуг с Урджарской стороны, согласно отчетам бизнеса, составил 1 млрд 357 млн тенге, с алматинской стороны – 8 млрд 437 млн тенге. И это притом что на нашей стороне побережья 278 баз отдыха и 12 225 койко-мест, а на алматинской стороне – 207 баз отдыха и 11 600 койко-мест. Налогов алматинцами уплачено порядка 500 млн тенге, а урджарцами – 18 млн тенге. Так о каких вливаниях со стороны государства может идти речь, если показанные данные свидетельствуют о низкой эффективности турзоны восточного побережья?..
«Коллеги, я вам всем хочу сказать, что Национальная Палата предпринимателей поддерживает бизнес, который работает в правовом поле. Пожалуйста, на это внимание обратите. Мы все должны нести ответственность, и работать над всеми улучшениями бизнес должен вместе с акиматом», – резюмировала итог встречи Дамиля Кунанова.
Оставьте комментарий:
Комментарии: