Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Предприниматели ВКО и области Абай вновь поднимают проблемы строительно-дорожной отрасли

12 Октября 2022
- Восточно-Казахстанская область
3635 просмотров

Нехватка дизельного топлива, дороговизна битума и дефицит рабочей силы продолжают оставаться главными проблемами строительно-дорожной отрасли в разгар строительного сезона. Палата предпринимателей ВКО и НПП «Атамекен» проделали большую работу по продвижению предложений бизнеса, но после январских событий все достигнутые результаты обнулились...

 

В Восточно-Казахстанской области прошло расширенное заседание комитета строительства при Региональном совете Палаты предпринимателей ВКО с участием представителей департаментов занятости, строительства и земельных отношений, обрабатывающей промышленности, развития человеческого капитала НПП «Атамекен», Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy», Управления строительства, архитектуры и градостроительства ВКО, заинтересованных субъектов бизнеса из городов и районов области. Модератором встречи выступил директор Региональной Палаты предпринимателей Кайрат Мамырбаев.

«Сегодня мы встретились, чтобы обсудить проблемные вопросы строительной отрасли. В основном наши предприниматели поднимали вопросы республиканского характера, и один из наиболее острых в настоящее время – это вопрос дефицита дизельного топлива в строительный сезон по Восточно-Казахстанской и Абайской областям. Тема всем знакома, вопрос в принципе поднимается ежегодно, в этом году тоже вопрос был актуальный по дизтопливу в связи с введением новых правил по регулированию цен. Предварительно хотел бы сказать, что две недели назад мы по дизтопливу проблему рассматривали, приглашали сети АЗС, субъектов бизнеса и задали такой вопрос: возможно ли, чтобы предприниматели, которые имеют спецтехнику – гусеничную, карьерную и т. д., которую невозможно каждый раз привозить на заправочные станции и заправлять по 300 литров, предоставляя техпаспорт, – возможно ли, чтобы предприниматель приезжал на бензовозе, имея на руках паспорта на такую спецтехнику, и заправлялся на АЗС?» – рассказал Кайрат Мамырбаев.

Он напомнил, что АЗС отказываются заливать дизтопливо свыше установленной нормы на одну единицу техники, так как опасаются штрафных санкций со стороны контролирующих органов, и в конечном итоге – прекращения поставок топлива. На запрос Палаты предпринимателей ВКО от Департамента государственных доходов по ВКО (ДГД) был получен ответ о том, что контроль за исполнением Приказа о регулировании цен на дизтопливо осуществляет сам разработчик правил – Министерство энергетики Республики Казахстан. ДГД, в свою очередь, переправил запрос Палаты в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий по ВКО и в Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по ВКО. И пока ожидаются ответы от указанных госорганов, предпринимателям сообщили, какую работу в данном направлении проводит центральный аппарат Нацпалаты «Атамекен».

Заместитель директора Департамента строительства и земельных отношений НПП Ансар Сейсекеев рассказал о том, что в минувшую пятницу представители «Атамекена» участвовали в совещании на площадке Агентства по противодействию коррупции с участием «Казавтожола», Комитета автомобильных дорог, Министерства финансов, в рамках которого обсуждались вопросы строительства автодорог.

«Нами были внесены предложения касательно запрета на импорт битума в целях развития конкуренции, касательно установления предельной цены на битум в диапазоне от 120 тысяч тенге, с аналогичным регулированием цен на бензин. Также было озвучено предложение касательно осуществления закупа у «Казмунайгаза», так как мы знаем, что «Казавтожол» закупает битум напрямую у «Казмунайгаза» по цене 110 тысяч тенге. В целом, все предложения были поддержаны участниками, и я думаю, что теперь они будут продвигаться Антикором. Однако есть опасения, что цена на битум не опустится, с учетом его доставки в условиях текущей геополитической обстановки. Возможно, около 180-200 тысяч тенге цена останется, потому что в целом отмечается рост цены битума в сезон строительства дорог», – довел информацию до субъектов бизнеса Ансар Сейсекеев.

Директор ПП ВКО согласился, что на ценообразование влияет и логистика, и курс российского рубля, и другие внешние факторы, тем не менее в периоды, когда битума вообще нет на рынке, снятие запрета на импорт помогло бы предпринимателям выполнять в срок свои договорные обязательства.

«Их тоже это беспокоит, потому что когда объект останавливается и люди видят в городе, что объект стоит наполовину незаконченный, здесь уже начинается негатив со стороны населения, и это отражается как на местных исполнительных органах, так и непосредственно на компаниях, которые взяли в работу данный объект. Нам поступало предложение, чтобы наши дорожники расширяли инфраструктуру для хранения битума в сезон дефицита, но это нереально, это очень затратно, так что на сегодняшний день это не вариант. Мы надеемся, что вы держите данный вопрос на контроле, потому что из года в год одно и то же, мы и в 2023 году к этому придем. Если вы вопрос по снятию запрета импорта с Российской Федерации продвинете – это уже будет большой плюс», – резюмировал Кайрат Мамырбаев.

Помимо нехватки битума предприниматели также столкнулись с проблемой необоснованного увеличения его стоимости почти в три раза. Так, директор ТОО «Семейский механический завод» Нуржан Бахаев сообщил о том, что на данный момент, в пик строительного сезона, стоимость битума, закупаемого у трейдеров, достигает 280 тысяч тенге за тонну.

«Я хотел бы попросить, чтобы «Казмунайгаз» с нами заключал такие же договора, какие он заключает с «Казавтожолом», и продавал нам напрямую битум по такой же цене. Потому что наши договора, которые мы заключили на строительство внутригородских дорог с отделом транспорта и областным управлением транспорта, никакой силы в этой части не имеют», – констатирует Нуржан Бахаев.

В ходе встречи предприниматели также подняли вопрос нехватки отечественных рабочих кадров и привлечения иностранной рабочей силы в строительную отрасль. Данную проблему члены комитета строительства Регионального совета ПП ВКО озвучили еще в прошлом году, с внесением конкретных предложений по ее решению. Так, директор по продуктам ТОО «VK Development group» Рауат Енсебаев напомнил, что бизнесом Востока было предложено включить строительство в группу сезонных работ, что позволило бы предприятиям получать квоты за более низкую плату. Правительство поддержало это предложение, были подготовлены изменения в законодательство о привлечении иностранной рабочей силы, но после январских событий работа в данном направлении прекратилась.

«Мы предлагали приравнять строительные специальности к пятой категории. Действительно, данная инициатива была поддержана Министерством, даже в «Атамекен» поступил соответствующий проект Приказа, мы его согласовывали, но затем процесс был приостановлен на уровне правительства. Акцент сместили на профессиональную подготовку казахстанских кадров для строительной отрасли, поскольку у нас своих безработных в стране хватает», – рассказал Ансар Сейсекеев.

Директор ТОО «Семей Құрылыс Материалдары» Асхат Мирманов в свою очередь рассказал о том, что на местном уровне его предприятию не удалось открыть в колледжах Семея специальности по производству газоблоков и шифера.

«Чтобы открыть эти специальности, нужно согласовать их с Министерством образования и получить учебные планы. Мы пытались это сделать все лето, но так и не смогли открыть группы для нашего производства. К этому нужно системно подходить, то есть колледжи нужно загрузить именно теми специальностями, которые необходимы местным производителям для работы», – считает Асхат Мирманов.

Директор Палаты предпринимателей ВКО, суммировав ранее озвученные мнения бизнеса, обратился к центральному аппарату НПП «Атамекен» с просьбой разработать специальную форму для заполнения, в которой предприниматели могли бы основательно и аргументированно доказать, что казахстанских специалистов катастрофически не хватает в строительной отрасли и что наша молодежь не проявляет интереса к обучению рабочим специальностям. Таким образом, правительству нужно предложить другой механизм привлечения рабочей силы, связанный со стимулированием молодежи к освоению строительных профессий.

В ходе встречи предприниматели также поднимали вопросы получения государственной поддержки для финансирования прорывных проектов в строительной сфере, о внесении изменений и дополнений в Приказ министра нацэкономики РК «Об утверждении Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства», а также о дефиците бетона и других инертных материалов в Шемонаихинском районе.

По итогам заседания были приняты решения о дальнейшем продвижении поднятых вопросов Палатой предпринимателей ВКО совместно с центральным аппаратом НПП «Атамекен» и заинтересованными государственными органами.

«Многие вопросы, которые мы поднимали ранее, уже вроде близко к конечной точке подходили, но нас и карантин, и события 5 января в некоторых напарвлениях назад откинули. Но давайте те вопросы, которые мы видим, что в перспективе можно решить, давайте их еще раз повторно поднимем. Этим мы очень сильно поможем нашим компаниям строительно-дорожной отрасли, то есть вопрос решится не только в ВКО и Абайской области, но и в целом по Республике», – завершил встречу Кайрат Мамырбаев.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры