Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Самодисциплина и упорство: какие качества и умения нужны будущему речнику

27 Января 2025
- Восточно-Казахстанская область
492 просмотров

В Палате предпринимателей ВКО состоялась встреча с директором учебного центра «Восточный фарватер» Сергеем Мирошниченко, который поделился секретами речников и рассказал о самой романтичной, но при этом сугубо мужской профессии.

По словам директора Палаты предпринимателей ВКО Кайрата Мамырбаева, Год рабочих профессий откроет новые горизонты для многих важных и значимых специальностей, которые немного утратили имидж, поднимет их престиж и станет отправной точкой для привлечения кадров во многие сферы деятельности.

«Востребованность специалистов на рынке труда значительно высока. Развитие системы дуального обучения уже позволяет предприятиям закрывать часть потребности в кадрах, но не в полном объеме. Уверен, что масштабное привлечение внимания к различным специальностям, внедрение новых государственных программ по поддержке специалистов позволит в будущем уменьшить нехватку рабочих рук. Рад, что у нас еще есть профессионалы, готовые передать свой опыт молодому поколению, рассказать о тонкостях работы в сфере речного транспорта», - отметил Кайрат Нуржанович.

 ?В детстве мальчишки часто мечтают бороздить океаны, сражаться с пиратами, искать сокровища. Кто-то, повзрослев, об этом забывает, а кто-то решает воплотить мечту в жизнь и выбирает профессию речника. Сергей Степанович, а Вы с детства хотели стать капитаном?

- Нет (смеется.  - прим.авт.), не сразу пришел в эту сферу, занимался торговлей. На речном флоте я только с 2000 года. Сначала работал мотористом, потом учился на капитана – капитан 2-ой группы, затем окончил Сибирский государственный университет водного транспорта по специальности «Гидротехник». Но мое детство все-таки было связано с Иртышом. Мой отец – Мирошниченко Степан Кондратьевич – речник, при этом всю жизнь учился, кандидат наук, писал литературу по судоходству, готовил состав по маломерным судам, разработал учебно-методические программы. Потом возникла потребность в рядовых кадрах, стал обучать мотористов-рулевых. Позже привлек и меня. В 2006-2007 году от желающих связать себя с морем не было отбоя.

? А с чем была связана такая заинтересованность? Почему сейчас острая нехватка кадров?

- Тогда, после долгого застоя, государство вкладывало средства в судоходство, были высокие заработные платы, поэтому ребята охотно шли в речной транспорт и не боялись сложностей. Сейчас на фоне развития высоких технологий, IT-сферы, профессия немножко потерялась. Сейчас на флот идут только по стопам родителей.

? А Ваши дети продолжают династию?

- Сын пошел в IT-сферу – такой вот парадокс. Но… (смеется – прим.авт.) сейчас работает со мной. Я - капитан, он - моторист. Цифровизация затронула все сферы деятельности. Специалисты с этими знаниями также нужны и водному транспорту.

? А какие качества и умения нужны будущему речнику? Ведь они подолгу находятся в рейсе, вдали от семьи и друзей? Могут возникать экстренные ситуации вдали от берега, а надеяться можно только на себя и команду. Есть какие-нибудь требования для мальчишек, у которых есть призвание, желание и готовность пойти на флот?

- Перед речниками стоят разнообразные задачи, связанные с эксплуатацией, обслуживанием и управлением судном. Это ответственная профессия, требующая высокой квалификации, особых навыков и способности адаптироваться к жизни в открытом море или на реке на продолжительный период времени. Они выполняют различные функции от навигации до обеспечения безопасности на борту. Каждый член экипажа корабля должен быть полезным. Здесь нет места ошибкам и халатности, поэтому представители этой профессии – дисциплинированные, организованные и внимательные люди.

?А чему учите Вы?

- Самодисциплине и упорству, желанию получать знания и применять их.

? Расскажите, как можно получить профессию, как выбрать специализацию? Каких специалистов готовит Ваш учебный центр?

- Вообще профессию можно освоить в средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах. При выборе обучения нужно ориентироваться на желаемую должность. Так, например, чтобы стать матросом или боцманом, достаточно пройти курсы, а вот для старших помощников, механиков и капитанов высшее образование обязательно. Мы готовим рядовой состав: матрос, моторист-машинист, рулевой и водитель маломерного судна по национальному классификатору. Также можно пройти обучение по категории: надзорщик, судопропускник, диспетчер судоходных гидротехнических сооружений. А уже командный состав готовят лицензированные колледжи, поскольку специфика связана с эксплуатацией водного транспорта. В Восточном Казахстане нет специализированного колледжа по подготовке специалистов водного транспорта, поэтому совместно с Управлением образования ВКО решили открыть новую специальность по подготовке судоводителей на базе Усть-Каменогорского многопрофильного технологического колледжа. Тогда ребята, которые прошли курсы в нашем учебном центре, могут продолжить обучение в колледже. Также у речников есть одна специфика – даже при наличии диплома, каждые 5 лет необходимо проходить аттестацию и подтверждать знания. Такое краткосрочное обучение можно получить в центре «Восточный фарватер». Кроме этого на базе Центра работает Школа командного состава, где специалисты-водники могут пройти повышение квалификации.

?Как Вы думаете Год рабочих профессий поможет привлечь внимание к речному транспорту?

- Это может стать началом и дать толчок развитию этой отрасли, привлечь внимание и интерес к сфере судоходства. Особенно, когда сейчас рынок требует. Мы знаем, что в ближайшем будущем государство совместно с Китаем и Россией планирует развивать на Иртыше судоходство, увеличивать грузоперевозки. Надеюсь, что не останутся в стороне и специалисты водных ресурсов. Соответственно, и заработную плату будут увеличивать при наращивании темпов развития.

? А девушки встречаются в Вашей сфере, или по-прежнему бытует мнение, что женщина на корабле – к беде?

- Есть и женщины, но очень мало (улыбается – прим.авт.). На моем опыте было две-три. Все-таки, это тяжелый труд.

?Какие пожелания можете дать ребятам, которые хотят стать речниками?

- Не бойтесь связать свою жизнь с водой. Настоящий моряк должен быть сильным и смелым, любить путешествия и уметь находить решения в любой сложной ситуации. Без работы хороший специалист точно не останется. Профессия подойдет людям с техническим складом ума, внутренней дисциплиной и хорошим вестибулярным аппаратом.

Добавим, что несмотря на все вызовы и трудности, с которыми сталкиваются работники речного флота, эта профессия остается жизненно важной для развития экономики страны.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры