astana-view

Реестр проблем

№669

Касательно пересмотра Санитарных правил для объектов малой мощности

Действующие санитарные правила, являются наследием плановой экономики, при которой было необходимо удовлетворять спрос либо на массовые однотипные товары (например, изделия военной отрасли: автоматы, танки; тушёная говядина), либо на уникальную продукцию, затраты на выпуск которой могут быть очень высокими (например, реактивные двигатели, спутники, космическая техника). В результате чего бизнес не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса, что негативно сказывается на эффективности производства, конкурентоспособности отечественных предприятий и экономической деятельности страны. Требования санитарных правил детализированы да такой степени, что производственные объекты малой мощности использующие новейшее оборудование, позволяющее обеспечить безопасность производимой продукции, вынуждены проводить технологические процедуры и иметь дополнительные помещения, необходимость в которых при наличии такого оборудования не требуется. К примеру, при внеплановой проверке ТОО «Happy Cake Eurasia» проверка проводилась на соответствие объекта четырнадцати нормативным правовым актам, которые состоят из 1 114 пунктов (технические регламенты, санитарные правила и т.д.). При этом нормы НПА не только дублируются, но и противоречат друг другу. Так, в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания» утвержденным Приказом Министра здравоохранения РК от 23.04.2018 года №186 объекты общественного питания можно размещать в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, в подвальных и цокольных этажах жилых и общественных зданий, а также размещать в них кондитерские цеха с суточной выработкой изделий с кремом не более 300 кг, мучных кондитерских изделий без крема – не более 500 кг. Тогда как, в соответствии с Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам производства кондитерских изделий, условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения кондитерских изделий" утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 124 кондитерский цех с меньшей мощностью (суточная выработка изделий с кремом не более 100 кг, мучных кондитерских изделий без крема – не более 300 кг) должен находится в отдельно стоящем здании, а его санитарно-защитная зона должна быть не менее 50 метров.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Предложение по решению проблемы:

1) Провести ревизию санитарных правил в сфере общественного питания, производства пищевых продуктов; 2) Разработать отдельные санитарные правила или предусмотреть разделы в действующих правилах для объектов общественного питания, за исключением социально значимых объектов (детские сады, школы, больницы, санатории и т.д.), для кондитерских и хлебобулочных цехов и для производственных объектов малой мощности (сыроварни, пивоварни, макаронные цеха и т.д.).

Пути решения:

1. Сформировать рабочую группу с привлечением профильных ассоциаций, экспертов и субъектов бизнеса; 2. Разработать предложения для внесения изменений в действующие санитарные правила или предусмотреть разделы в действующих правилах для объектов общественного питания, за исключением социально значимых объектов (детские сады, школы, больницы, санатории и т.д.), для кондитерских и хлебобулочных цехов и для производственных объектов малой мощности (сыроварни, пивоварни, макаронные цеха и т.д.).; 3. Отработать предложения с уполномоченными госорганами и провести встречи, круглый стол с приглашением МНЭ, МЗ, МИИР, КТРМ; 4. Законодательно закрепить согласованные предложения.

Дата включения в реестр:

2019-07-05 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2020-05-25 00:00:00

Ход исполнения:
09.08.2019; В рамках работы по пересмотру Санитарных правил в сфере общественного питания и производства пищевых продуктов проведены следующие мероприятия: 1) 24 апреля 2019 года организованы выезды на предприятия общественного питания «Happy Cake» и «Тәп-Тәтті». По итогам Департаментом по связям с общественностью и Департаментом общественного мониторинга и работы с административными барьерами подготовлены и размещены посты с видеоматериалами в социальных сетях с призывом к бизнесу совместно пересмотреть санитарные правила в сфере питания. В целях широкого освещения организован выход материала в республиканских и региональных СМИ. 2) 17 мая 2019 года Создана рабочая группа по пересмотру санитарных правил в сфере общественного питания и производства пищевых продуктов, куда вошли представители бизнес сообщества, ассоциаций и ведомственные санитарные врачи. 3) 10 июня 2019 года на площадке НПП «Атамекен» прошло заседание рабочей группы на которой обсуждался опыт Беларуси по сокращению требований к объектам общественного питания. 4) 14 июня 2019 года на площадке кондитерского цеха ТОО «Тәп-тәтті» прошло очередное заседание рабочей группы по итогам которой были выработаны следующие предложения: На первом этапе: - Провести ревизию санитарных правил в сфере общественного питания и производства пищевых продуктов; - Разработать отдельные санитарные правила для объектов общественного питания, за исключением социально значимых объектов (детские сады, школы, больницы, санатории и т.д.), для кондитерских и хлебобулочных цехов и для производственных объектов малой мощности (сыроварни, пивоварни, макаронные цеха и т.д.). На втором этапе: - Отменить государственный контроль в сфере общественного питания за исключением социально значимых объектов (школы, детские сады, больницы и т.д.); - Отменить административную ответственность за нарушение санитарных правил; - Внедрить обязательное наличие HASSP на предприятиях общественного питания и производства пищевых продуктов; - Законодательно закрепить нормы, позволяющие лицам отравившимся пищевой продукцией взыскивать с субъектов бизнеса моральный и материальный ущерб. Для чего, закрепить размеры взыскания морального ущерба (например: от ста до двухсот МРП). 5) 25 июня 2019 года проведено обсуждение выработанных рабочей группой предложений с предпринимателями других регионов в режиме ВКС. 6) В настоящее время проект санитарных правил по общественному питанию находится на рассмотрении рабочей группы. В связи с важностью разрабатываемого документа, по просьбе членов рабочей группы, согласование и обсуждение проекта Санитарных правил перенесено на 31.08.2019 года.
25.11.2019; 22 ноября 2019 года на базе филиала «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» НЦОЗ МЗ РК проведен круглый стол по обсуждению проектов 5 санитарных правил: 1) Санитарно-эпидемиологические требования к объектам по производству пищевой продукции; 2) Санитарно-эпидемиологические требования к объектам производства кондитерских изделий, условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения кондитерских изделий; 3) Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения; 4) Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка; 5) Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию мест, выделенных специально для потребления табачных изделий. В заседании круглого стола от НПП «Атамекен» принял участие эксперт Департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами (далее - ДОМиРАБ) Сатканбаев Д. В ходе сессии по обсуждению проектов санитарных правил для объектов по производству пищевой продукции и кондитерских изделий Сатканбаевым Д. были озвучены следующие предложения по внесению изменений в санитарные правила, сформированные по итогам анализа, проведенного ДОМиРАБ: - обязательное внедрение принципов ХАССП на объектах производящих пищевую продукцию в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»; - отмена санитарно-защитных зон для объектов, относящихся к V классу опасности, при условии предоставления ориентировочных расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения); - отмена требований к наличию помещений и оборудованию при условии использования в производстве готовых полуфабрикатов отвечающих требованиям безопасности и имеющих соответствующие сертификаты соответствия (Например: яйцебитня должна состоять из трех помещений и четырех моечных ванн, тогда как кондитерские цеха малой мощности в сутки в среднем используют только 360 яиц, а в случае применения в производстве меланжа (яичного) наличие такого количества помещений и оборудования не требуется, так как меланж уже поставляется в виде замороженной смеси яичных желтков и белков. Также, данная норма позволит развиваться другим субъектам МСБ). Указанные предложения поддержаны рабочей группой. Кроме того, Сатканбаевым Д. были вынесены на обсуждение рабочей группы предложения по: - отмене санитарных правил, при наличии действующих технических регламентов в данной отрасли; - переходу на уведомительный порядок при открытии объектов производящих пищевую продукцию; - отмене штрафов, что предполагает усиление ответственности производителя перед потребителем, тогда как контроль должен осуществляться с целью выявления и устранения источника опасности. Данные предложения приняты в работу рабочей группы. Следует отметить, что указанные проекты санитарных правил разрабатываются по заказу Министерства здравоохранения РК и будут вводится в действие после принятия поправок в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Срок завершения разработки Санитарных правил 31.12.2019 года.
31.10.2019; Проведен анализ регулирования сферы санитарно-эпидемиологического благополучия, который показал, что процедуры контроля и надзора не оправдывают возложенных на них задач по следующим причинам: - контроль и надзор являются основным инструментом профилактики правонарушений; - отсутствует анализ правонарушений в проверяемой сфере; - избыточные требования к производимой продукции не связанные с обеспечением безопасности; - система оценки эффективности, основанная на количестве проверок и объеме выписанных штрафов (палочная система); - коррупция. Основной целью проверяющего при посещении объекта проверки является выявление несоответствий объекта проверки нормативным правовым актам, с целью дальнейшего привлечения к ответственности субъекта предпринимательства, особенно это ощущается в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. При этом, как правило, проверяющий не ставит перед собой задачу устранить источник опасности, так как KPI для проверяющего является пополнение бюджета за счет наложения штрафов. В результате нарушитель не заинтересован в устранении нарушений выявленных проверяющим, так как затраты на устранение нарушений зачастую превышают размеры штрафов. Между тем, действующие санитарные правила, являются наследием плановой экономики, при которой было необходимо удовлетворять спрос либо на массовые однотипные товары (например, изделия военной отрасли: автоматы, танки; тушёная говядина), либо на уникальную продукцию, затраты на выпуск которой могут быть очень высокими (например, реактивные двигатели, спутники, космическая техника). В результате чего бизнес не в состоянии оперативно реагировать на новейшие достижения научно-технического прогресса, что негативно сказывается на эффективности производства, конкурентоспособности отечественных предприятий и экономической деятельности страны. Требования санитарных правил детализированы до такой степени, что производственные объекты малой мощности использующие новейшее оборудование, позволяющее обеспечить безопасность производимой продукции, вынуждены проводить технологические процедуры и иметь дополнительные помещения, необходимость в которых при наличии такого оборудования не требуется. Еще одним барьером в данной сфере является требование о наличии санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) Так, Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам общественного питания» позволяют размещать объекты общественного питания в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, в подвальных и цокольных этажах жилых и общественных зданий, а также размещать в них кондитерские цеха с суточной выработкой изделий с кремом не более 300 кг, мучных кондитерских изделий без крема – не более 500 кг, при этом требования о наличии СЗЗ на объекты общественного питания не распространяются. Тогда как, в соответствии с Санитарными правилами "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам производства кондитерских изделий, условиям производства, расфасовки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения кондитерских изделий" кондитерский цех с меньшей мощностью (суточная выработка изделий с кремом не более 100 кг, мучных кондитерских изделий без крема – не более 300 кг) должен находится в отдельно стоящем здании, а его СЗЗ должна быть не менее 50 метров. Между тем, в Российской Федерации (далее - РФ) в случае невозможности соблюдения размеров СЗЗ при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, допускается размещение таких объектов, при условии предоставления ориентировочных расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). Кроме того, в Республике Беларусь (далее - РБ) при невозможности применения базовых размеров СЗЗ установленных санитарными правилами принимаются расчетные размеры. Из чего следует, что в случае если результаты замеров на объекте производства не превышают предельно допустимые показатели, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха и физического воздействия на воздух, то наличие СЗЗ в размере не менее 50 метров не обязательно. Также следует отметить, что в РБ в случае, если объем производства на объекте относящимся к V классу опасности не превышает объемы, указанные в санитарных правилах, то требования СЗЗ на такие объекты не распространяются. Кроме того, с 1 июля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза (далее – ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением комиссии Таможенного союза (далее - ТС) от 9 декабря 2011 года № 880, согласно которому (подпункт 2) статьи 10) изготовитель пищевой продукции должен внедрить ХАССП (в английской транскрипции НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points). С 15 февраля 2015 года истек переходный период и требования ТР ТС 021/2011 обязательны для неукоснительного исполнения всеми пищевыми предприятиями государств-членов ТС. Из чего следует, что для плавного внедрения ХАССП на пищевых производствах в странах ТС было предусмотрено четыре года (с 2011 г. по 2015 г.), а с 2015 года данные требования обязательны для всех. При этом, невыполнение требований ТР ТС 021/2011 обязывает государства-члены ТС предпринять все меры по недопущению выпуска в обращение на территории ТС, а также изъятию из обращения продукции выпущенной на производствах, не внедривших ХАССП. Однако на территории Республики Казахстан лишь небольшая часть производителей пищевых продуктов внедрили на своих производствах ХАССП (точная статистика отсутствует). Данные обстоятельства не только идут вразрез с требованиями нормативных правовых актов ТС обязательных для применения на территории Республики Казахстан и имеющих приоритет над национальным законодательством, но и не позволяют отечественным производителям на равных конкурировать с производителями РФ и экспортировать свою продукцию в страны ТС. Также следует отметить, что в РФ, где при наличии ТР ТС санитарные правила не требуются, при этом для открытия предприятия по производству пищевых продуктов, независимо от объема производства, достаточно уведомить уполномоченный орган о начале деятельности. В своем послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил о доверии бизнесу, который в свою очередь должен нести ответственность перед потребителями, для чего необходим комплекс мер по развитию саморегулирования и общественного контроля за деятельностью бизнеса, особенно в санитарно-эпидемиологической сфере. В этой связи, назрела необходимость в реформировании системы государственного регулирования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для чего предлагается: - отмена санитарных правил, при наличии действующего ТР ТС в данной отрасли; - обязательное внедрение ХАССП на объектах производящих пищевую продукцию; - переход на уведомительный порядок; - отмена штрафов, производитель должен нести ответственность перед потребителем, а контроль должен осуществляться с целью выявления и устранения источника опасности.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Сатканбаев Д. Д.

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Руководитель подразделения:

Устемиров Ербол Лесбекович

Управляющий директор - Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА И РАБОТЫ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ БАРЬЕРАМИ

Дочерние организации

Партнеры