Об обязательных членских взносах
Члены Национальной палаты
В соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан (п.1 ст.59 Кодекса) и Законом Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (п.1 ст.28 Закона) членами Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – Национальная палата) являются субъекты предпринимательства, если иное не установлено Кодексом и Законом.
По Закону (пп.1 ст.1) субъекты предпринимательства - коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан.
В соответствии с Кодексом (п.2 ст.58) и Законом (п.2 ст.4) Национальная палата образуется по принципу обязательности членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию) в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением субъектов предпринимательства, для которых законодательством Республики Казахстан установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий.
На субъектов предпринимательства, являющихся членами (участниками) саморегулируемых организаций в сфере предпринимательской деятельности, основанных на обязательном членстве, распространяется принцип обязательности членства субъектов предпринимательства в Национальной палате.
Таким образом, членами Национальной палаты стали все субъекты предпринимательства, за исключением:
1) некоммерческих организаций;
2) субъектов, для которых предусмотрено обязательное членство в иных некоммерческих организациях: оценочные, аудиторские (в том числе экологические) организации, а также адвокаты и нотариусы;
3) государственных предприятий;
4) иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории иностранных государств (нерезиденты);
5) филиалов и представительств, в том числе иностранных юридических лиц в Республике Казахстан.
Оплата членских взносов
В соответствии с Законом (п.3 ст.28) члены Национальной палаты должны оплачивать обязательные членские взносы (далее - ОЧВ).
По Закону (п.4 ст.29) Национальная палата выставляет счет субъектам предпринимательства для осуществления расчета по ОЧВ на основании сведений, представленных органом государственных доходов в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Критерии определения размера ОЧВ
Согласно Закона (п.2 ст.29) в целях определения размера ОЧВ субъекты предпринимательства подразделяются на (группы субъектов предпринимательства):
1) субъекты предпринимательства с совокупным годовым доходом (далее - СГД) не свыше 60 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год (субъекты 3-группы);
2) субъекты предпринимательства с СГД свыше 60 000-МРП, но не свыше 1 500 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год
(субъекты 2-группы);
3) субъекты предпринимательства с СГД свыше 1 500 000-МРП за предшествующий отчетному календарный год (субъекты 1-группы).
В соответствии с Законом (п.9 ст.32) субъекты предпринимательства, указанные в подпункте 1) пункта 2 статьи 29 настоящего Закона, освобождаются от уплаты ОЧВ в течение пяти лет с момента введения в действие пункта 4 статьи 29 настоящего Закона. Таким образом, субъекты 3-группы освобождены от уплаты ОЧВ до 2019 года.
В целях реализации настоящего пункта Закона отчетным календарным годом считается год, за который уплачивается ОЧВ. Например, все субъекты предпринимательства с СГД не свыше 136 140 000 тенге за 2017 год освобождаются от уплаты ОЧВ за 2018 год.
Совокупный годовой доход (СГД)
Согласно Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – НК РК) (п.1 ст.225) СГД юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.
В соответствии НК РК (п.1 ст.226) в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика.
Вместе с тем, при определении размера ОЧВ Законом не предусмотрена корректировка СГД, регулируемая статьей 241 НК РК.
Общий механизм установления размеров ОЧВ
В соответствии Законом (пп.1 п.1 ст.5) Правительство Республики Казахстан устанавливает предельные размеры ОЧВ для групп субъектов предпринимательства, указанных в пункте 2 статьи 29 настоящего Закона.
В соответствии Законом (пп.5 п.3 ст.19) съезд Национальной палаты утверждает размеры ОЧВ в соответствии с установленной съездом градацией внутри групп субъектов предпринимательства, указанных в пункте 2 статьи 29 настоящего Закона, для которых Правительством Республики Казахстан утверждены предельные размеры ОЧВ.
Таким образом, Правительство Республики Казахстан устанавливает предельные размеры ОЧВ, а съезд Национальной палаты утверждает конкретные размеры ОЧВ, не превышающие предельные.
Установление предельных размеров и утверждение конкретных размеров ОЧВ не прикреплено к конкретному году, то есть, отсутствует необходимость устанавливать их ежегодно.
Сроки оплаты ОЧВ
Сроки оплаты ОЧВ за 2014 год в соответствии с Законом установлены до 31 декабря 2014 года.
Согласно поправкам в Закон (п.5 ст.29) субъекты предпринимательства уплачивают ОЧВ равными долями не позднее 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года.
Например, субъект 1-группы 10-категории уплачивает ОЧВ за 2018 год в размере 7 287 150 тенге, тремя равными траншами по 2 429 050 тенге, не позднее 25 мая, 25 августа, 25 ноября 2018 года.
Опубликование размеров ОЧВ в СМИ
В соответствии Законом (п.1 ст.29) размер ОЧВ, утверждаемый съездом, ежегодно в срок до 1 июля публикуется Национальной палатой в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсах.
Налогообложение ОЧВ
По НК РК (ст.368) объектом обложения налогом на добавленную стоимость является облагаемый оборот.
Согласно НК РК (ст.230) облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:
1) по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 настоящего Кодекса;
2) по приобретению работ, услуг от нерезидента в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса;
3) в виде остатков товаров.
Вместе с тем, согласно НК РК (п.2 ст.372) оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.
По Закону (ст.1) ОЧВ – это ежегодные взносы субъектов предпринимательства, уплачиваемые в Национальную палату в порядке и размерах, установленных в соответствии с Законом.
Следовательно, ОЧВ связаны только с членством в Национальной палате и не являются оплатой за реализацию товаров (работ, услуг). Таким образом, ОЧВ не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Учет ОЧВ
По НК РК (пп.2 п.10 ст.243) вычету подлежат членские взносы субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком Национальной палате в размере, не превышающем предельный размер обязательных членских взносов, утвержденный Правительством Республики Казахстан.
Согласно НК РК (п.3 ст.242) вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Так как в соответствии НК РК (п.1 ст.263) счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, то в связи с отсутствием облагаемого оборота при уплате ОЧВ, Национальная палата не выписывает счет-фактуру.
Также в связи с тем, что ОЧВ не являются оплатой за реализацию товаров (работ, услуг), Национальная палата не предоставляет акт выполненных работ, оказанных услуг. Таким образом, в целях признания уплаченных ОЧВ расходами, субъектам предпринимательства необходимо начислить обязательство по оплате ОЧВ на основании нормы Закона и выставленного счета на оплату. Факт оплаты ОЧВ субъектами предпринимательства также может быть подтвержден актом-сверки с Национальной палатой.
Расходование ОЧВ и отчетность
Поступления по ОЧВ расходуются в соответствии с ежегодным утвержденным бюджетом Национальной палаты для осуществления уставной деятельности.
По Закону (пп.4 п.3 ст.19) утверждение отчетов президиума и правления Национальной палаты относится к исключительной компетенции съезда Национальной палаты.
В соответствии с Законом (пп.10 п.3 ст.19) утверждение ежегодного отчета об итогах деятельности Национальной палаты, подлежащего опубликованию в средствах массовой информации, относится к исключительной компетенции съезда Национальной палаты.
Кроме того, в соответствии Закона (ст.24) для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Национальной палаты высшим органом управления образуется ревизионная комиссия Национальной палаты (далее - ревизионная комиссия) в количестве не менее пяти членов.
Членами ревизионной комиссии не могут являться члены и руководители президиума, правления, а также их близкие родственники.
Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным съездом.